Народные избранники задумали улучшить систему мобилизации в стране. На днях представитель президента в ВР Федор Вениславский в эфире телемарафона заявил, что в парламенте рассматривается возможность рассылать повестки по мессенджерам. Соответствующего законопроекта еще нет, но вектор стремлений нардепов понятен. Достаточно ли эффективна такая идея, и какой от нее будет результат, если депутаты примут решение о повестках в онлайне, выяснял "Апостроф".
Неосязаемые ВПЛ
Итак, Федор Вениславский заявил следующее: "На уровне комитета Верховной Рады по вопросам национальной безопасности, обороны и разведки (Вениславский - член этого комитета - "Апостроф") мы рассматриваем вопрос усовершенствования законодательных оснований для вручения повесток, в том числе возможность отправлять мужчинам, подлежащим мобилизации, сообщения о необходимости явиться в центр комплектования с помощью мессенджеров, то есть отправлять повестки онлайн".
Правда, член вышеупомянутого комитета, нардеп от "Голоса" Костенко сказал "Апострофу", что "мы эту идею в комитете не рассматривали и не обсуждали".
Тем не менее, Костенко – представитель оппозиции. А депутаты от власти объяснили даже, зачем нужна такая новация. По словам Вениславского, дело в переселенцах, некорректно указывающих свое реальное место жительства. Поэтому выдать таким людям повестку проблематично.
"В результате есть очень много внутренне перемещенных лиц (ВПЛ), среди которых многие мужчины призывного возраста, которые могут быть мобилизованы, но поскольку они находятся не по месту регистрации, и не все стали на военный учет по месту фактического проживания, есть проблемы с призывом", – объясняет Вениславский.
Читайте: Мобилизация 2023: усилят ли призыв весной и какие 7 категорий могут отправлять на фронт
Проблема, о которой говорит нардеп, действительно существует, ведь для того чтобы зарегистрироваться ВПЛ не нужно никак подтверждать свое место жительства. Достаточно указать в заявке адрес и тебе поверят на слово. А поскольку у большинства переселенцев своего жилья нет, то адреса фактического проживания ВПЛ могут меняться несколько раз в год.
Затем, конечно, к ВПЛ может прийти проверка и если она обнаружит, что человек фактически не проживает по адресу, указанному в справке переселенца, то такой человек потеряет государственную помощь. Однако социальных работников в стране тысячи, а переселенцев миллионы, поэтому каждому инспектор физически не в состоянии посетить.
На самом же деле ВПЛ может и должны проходить перерегистрацию если меняют свой адрес. Это совсем не трудно: достаточно сделать пару кликов в "Дії". Но многие этого не делают. Почему? Имеется субъективная и объективная причина. Субъективная состоит в том, что мужчины призывного возраста действительно могут уклоняться от мобилизации. Объективная причина – перерегистрация места жительства может привести к аннуляции выплат ВПЛ.
"Я получаю выплаты на себя и двух своих малолетних детей , - рассказывает "Апострофу" житель города Боярка Владислав, который переселился из оккупированной Луганщины. - Итого выходит 8 тысяч гривен. За эти средства мы и снимаем квартиру. Раньше мы жили в меньшей квартире, буквально в соседнем селе, там и зарегистрировались как ВПЛ. По правильному, конечно, надо было бы изменить место регистрации на Боярке, но если это сделать, то мы можем потерять выплаты, ведь мои данные будут администрироваться уже в Боярке, а тут местные власти то протыкают подать документы в Минсоц, то потеряет их, то база у них не работает, то еще что-то. Случаев просто масса. Есть люди, которые еще в апреле прошлого года зарегистрировались здесь как ВПЛ и до сих пор ожидают выплат. Если я их потеряю хотя бы на месяц, то за какие средства мне снимать квартиру? Арендодатель не будет ждать полгода, пока мне там возобновят выплаты. А все деньги, которые я зарабатываю, идут на еду и одежду для детей”.
Впрочем, по мнению экспертов, над электронными повестками во власти задумались не только из-за переселенцев.
"Мобилизация - это же огромная нагрузка на территориальные центры комплектования (ТЦК) , - объясняет "Апострофу" адвокат Дмитрий Бузанов. - Повестку должны вручать лично. А что это значит? Это значит, что нужно прийти по месту работы военнообязанного, или по месту жительства, надо его там еще застать. Сотрудники военкоматов раздают повестки же в рабочее время тоже, а в рабочее время граждане вне дома, а на работе. Поэтому я даже удивлен, что не сделали этого раньше".
"Бюрократические проблемы"
Таким образом, если идея рассылать повестки через электронные средства связи есть, то скорее всего, она будет реализована. Кстати, военкомы уже давно об этом мечтают.
"Люди смогут даже получать повестки через "Дію", и вызовы в ТЦК будут осуществляться уже в электронном виде. К этому все идет", – говорил в начале марта военный комиссар Харьковского областного территориального центра комплектования полковник Владимир Арап.
Сейчас такие действия, конечно, находятся вне правового поля. В правилах военного учета призывников, военнообязанных и резервистов есть утвержденный образец повестки, и ни о каких мессенджерах там ничего не сказано.
"В законодательстве четко прописано, что повестка должна быть вручена только лично и только под подпись", – объясняет "Апострофу" военный эксперт Михаил Жирохов.
Однако нет особого смысла анализировать почему сейчас вызов в военкомат по мессенджеру это незаконно, ведь депутаты моментально могут сделать такую форму призыва вполне законной. Была бы политическая воля.
"Пока рассматриваем возможность устранения бюрократических проблем, связанных с этим вопросом", - заявлял все тот же Вениславский.
Крепко "привязав"
То, что Вениславский называет "бюрократическими проблемами", на самом деле незаурядный законодательный вызов.
"Есть целая куча законов, в которые нужно внести изменения, чтобы это работало и это не будет быстро и не будет эффективно", – уверяет Жирохов.
Но самая трудная – техническая сторона вопроса.
"Ну даже если и есть база данных телефонных номеров, чисто практически реализовать это будет довольно непросто, - добавляет военный эксперт. – В Украине номер телефона юридически не принадлежит человеку, кроме контрактных номеров. Нельзя четко определить, что именно это мой номер. Я просто им пользуюсь. Завтра я его выбросил, взял другой и все. И каким образом эта повестка будет иметь юридическую силу? Нужно "привязать" человека к номеру. В реальности действующий механизм разработать практически невозможно".
Почему это важно? Ведь доказав, что человек не явился по электронной повестке, государство сможет угрожать административным наказанием. А это стимул пойти в военкомат. Но если человек не "привязан" к номеру, то ничего и не докажешь.
"Лично я не понимаю объективно как это можно сделать, - соглашается Роман Костенко. - Придет на телефон sms появиться в ТЦК? А вдруг мошенники что-то присылают. Я пока не вижу процедуры, как это сделать".
Однако адвокат Дмитрий Бузанов уверяет, что юридический механизм для того, чтобы законодательно "привязать" человека к номеру его телефона, можно разработать. Например такой:
"Сейчас судебные повестки и сообщения от судов приходят в "Дію" или же в мессенджере. Как адвокат я их получаю. Но для того, чтобы получать такие повестки в мессенджерах, или же в "Дії" я давал свое согласие. В таком случае действительно есть связь между номером и человеком. Да, надо прописать соответствующие изменения в законодательство. Для судебных уведомлений это же сделали. Так же можно прописать и для сообщений, что нужно явиться в военкомат", - объясняет Бузанов.
Но адвокаты, как правило, заинтересованы получать официальные уведомления от органов власти через мессенджеры, потому и дают свое согласие, "привязывая" к себе номер телефона. А как тогда заинтересовать других граждан Украины призывного возраста, давать свое согласие на привязку телефона, следствием которого может стать идентификация личности для вручения повестки?
"Почти у каждого гражданина есть банковская карта, - объясняет Бузанов, -Если банк вышлет сообщение, что изменились правила пользования счетом и нужно с ними согласиться, то люди обычно соглашаются автоматически, особенно не читая. А в новых правилах пользования может быть записано, что могут передавать идентифицирующие человека данные в Минобороны в связи с обеспечением обороноспособности страны. Таким образом, по телефону через банк человека можно идентифицировать. Это все можно прописать в законах".
Будет ли эффективным такой электронный призыв? Ту немало вопросов.
Во-первых, человеческий фактор никто не отменял.
"Доброчестные граждане и за обычными повестками придут. А те кто не хочет быть мобилизованным… Ну скажут, что это не их номер телефона, или скажут, что ничего не получали", - говорит Роман Костенко.
Во-вторых, рассылка повесток через мессенджеры позволяет сделать оповещения призывников в стране максимально массовым. Чем больше повесток будет разослано, тем больше уклонителей нужно будет юридически наказать. В противном случае если закон не будет исполняться, то нет и смысла его принимать. Есть ли у государства ресурсы, чтобы наказать всех, кто не придет в ТЦК по повестке через мессенджер? Вопрос риторический.
"Какая-то часть граждан в любом случае окажется в зоне недостижимости: выключат все приложения или же перейдут на кнопочные телефоны, перейдут на нал. Какая-то часть, конечно, останется в "серой" зоне", - резюмировал Дмитрий Бузанов.