Риск потерять премиальный рынок.
Проект закона № 5839 "О государственном регулировании генетически-инженерной деятельности и государственном контроле за оборотом генетически модифицированных организмов и генетически модифицированной продукции для обеспечения продовольственной безопасности" зарегистрирован в Верховной Раде 5 августа 2021 года, принят народными депутатами за основу только 16 ноября 2022-го.
А в январе этого года парламентский Комитет по аграрной и земельной политике провел круглый стол, на котором все заинтересованные стороны имели возможность высказать мнения относительно законопроекта.
Сельхозпроизводители раскритиковали документ.
В частности, представители Всеукраинской аграрной рады (ВАР) отметили, что сейчас в Украине больше нуждается в решении вопрос незаконного выращивания ГМО-растений.
Ведь официально у нас нет ни одного зарегистрированного такого сорта.
При этом теневой сегмент ГМО в агросекторе Украины в разрезе отдельных сельхозкультур является значительным, больше всего культивируется такая соя.
"В рамках подготовки к вступлению в ЕС нам необходимо принять закон, который будет устанавливать европейские правила и регулирование ГМО на нашем рынке.
В то же время такие правила устанавливаются именно для легальных производителей.
В нашем случае особое внимание нужно уделить именно контролю за незаконным оборотом ГМО.
Пока в Украине нет действенных инструментов такого контроля, и, как результат, на рынке присутствуют нелегально выращенные генетически модифицированные сельскохозяйственные культуры.
Отсутствие таких инструментов может создать существенные риски для отечественного АПК", - отметил зампредседателя ВАР Дмитрий Кохан.
Агропроизводители обратили внимание на то, что закон в том виде, каким он был после первого чтения, может только навредить.
Ведь снятие запрета на выращивание генно модифицированных зерновых культур может привести к потере премиальных рынков ЕС и Китая, где достаточно жесткое регулирование обращения с такой продукцией.
Как пояснил президент Украинской зерновой ассоциации (УЗА) Николай Горбачев в комментарии apk-inform, Украина около 35% своей зерновой продукции экспортирует в страны ЕС, где действует жесткая система регулирования обращения генно модифицированной продукции, а ее выращивание запрещено во многих странах Европы.
Поэтому европейские страны-импортеры требуют от украинских экспортеров соответствующих сертификатов об отсутствии ГМО в экспортированном зерне.
Похожая ситуация и в Китае, куда продается значительная часть наших кукурузы, ячменя и сои.
А вообще-то в мире зерно с ГМО стоит дешевле на 10-20%, а то и больше.
Да еще найти покупателя на такой товар сложно.
Продать такую кукурузу практически невозможно.
Есть небольшие ниши только для сои и рапса, которые, в частности, в Европе берут для производства биотоплива.
"Таким образом, можно оценить, что потери только от более низкой цены на ГМ продукцию могут составить около 1,5-2 млрд долларов, а в случае невозможности реализовать такую продукцию потери будут еще больше.
Следовательно, позволив выращивание ГМО в Украине, мы рискуем потерять два основных рынка сбыта нашей зерновой продукции, а потеря рынков сбыта - это перепроизводство внутри страны, недополучение валютной выручки и как следствие - потери бюджета, что может привести к банкротству многих производителей в связи с перенасыщением внутреннего рынка и отсутствием рынков реализации ГМ продукции", - сказал президент УЗА.
А в Семенной ассоциации Украины заявили, что у некоторых участников рынка сложилось мнение, что этот законопроект после первого чтения преследует цель не контроля за ГМО-продукцией, а продвижения ее.
Ведь несовершенное правовое регулирование делает невозможным осуществление эффективного государственного контроля за оборотом генетически модифицированной продукции и создает предпосылки для нелегального использования ее в Украине.
Следствием этого станет потеря рынков сбыта, что в свою очередь приведет к перепроизводству, недополучению валютной выручки и бюджетным потерям.
Никаких компромиссов.
Депутаты и чиновники прислушались к агропроизводителям, и 21 марта профильный Комитет парламента повторно рассмотрел упомянутый законопроект, в который уже внесены существенные изменения, в том числе и предложенные отраслевыми ассоциациями.
Таким образом он подготовлен ко второму чтению.
Изменения касаются уточнения терминологии и полномочий отдельных органов; норм о доступности и открытости информации для общественности; уточнения об ответственности за нарушение законодательства в сфере обращения с ГМО; критериев оценки риска ГМО для здоровья человека и окружающей среды и запрета для определенных ГМО-культур: полного запрета на обращение кукурузы, запрета на выращивание сахарной свеклы и рапса на 5 лет, а также разрешения использовать с момента обретения Украиной членства в ЕС только тех ГМО, которые одобрены в ЕС.
Замминистра агрополитики Тарас Высоцкий подчеркнул, что уже сейчас необходимо создать реестр и систему контроля выращивания ГМ-культур, чтобы владеть информацией об объемах и площадях их производства.
Прежде всего, это касается сои.
"Нужно четко понять преимущества продукции без ГМО на мировом рынке.
В частности, это касается выращивания генно модифицированной кукурузы.
Позиция Минагрополитики - не разрешать ее выращивание и какое-либо обращение на территории Украины", - отметил замминистра.
Что касается рапса, то, по его словам, предложение Минагрополитики - отсрочить запрет на выращивание минимум на восемь лет: три - до старта закона, а затем еще на пять переходных лет.
"Аграрный сектор будет работать по установленным в ЕС правилам.
Конечно, будет определенное время для их внедрения, будут действовать переходные положения, возможно, другие аспекты.
Что касается ГМО, то это вопрос биологической безопасности и никаких компромиссов здесь не будет.
И все вопросы в этой сфере необходимо урегулировать до момента вступления Украины в ЕС", - сказал Высоцкий.
В свою очередь, и.
председателя Государственной службы Украины по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей Ольга Шевченко отметила Agro.
Каких именно - определят подзаконные акты.
В целом же вопрос использования ГМО будет зависеть от спроса на такую продукцию.
Выносливость и лучшее качество.
Ценность генетических модификаций растений - в их устойчивости к вредителям, вирусам, засухе и другим стрессовым явлениям, а также в улучшении качества (например, они могут иметь большее содержание крахмала).
"Первая генетическая модификация сельскохозяйственного растения была проведена в отношении табака в 1983 году.
За 40 лет генная инженерия достигла значительного прогресса, а распространение ГМ-культур и продуктов из них произошло во многих странах.
В целом на законодательном уровне определяет и регулирует ГМ-культуры 71 страна, из них 29 выращивают и 42 официально импортируют, включая 26 стран ЕС.
По данным Международной службы приобретения агробиотехнологических применений (ISAAA), в мире в 2019 году ГМ-культуры выращивались на площади 190,4 млн га в 29 странах, а доля ГМ-культур составляла 14% всей мировой пашни", - отметил гендиректор Украинского клуба аграрного бизнеса (УКАБ) Роман Сластен Экономической правде.
По его словам, принятие этого закона - лишь первый шаг к наведению порядка в вопросе ГМО в соответствии с требованиями ЕС.
А дальше в течение трех лет, до вступления в силу закона, должны быть одобрены более 20 порядков, критериев, процедур и правил, сформированы открытые реестры разрешений и заявок на испытания и регистрацию для размещения на рынке, процедуры возражений и их рассмотрения.
Галина Гирак.