В ближайшее воскресенье, 14 мая, в Турции пройдут выборы президента, на которых действующему главе государства Реджепу Эрдогану будет оппонировать лидер Республиканской народной партии Кемаль Кылычдароглу, выдвинутый шестью оппозиционными партиями. Согласно турецкой конституции президентом станет тот, кто в первом туре наберет более 50% голосов избирателей. Чем ближе день голосования, тем более неопределенной остаются перспективы обоих кандидатов. Согласно опросам, Эрдоган и Кылычдароглу имеют шансы получить по 45% голосов избирателей в первом туре. Почему голосование может стать судьбоносным для турецкого общества и какие последствия выбор турецкого народа может иметь для Украины, читайте в материале "Апострофа".
Президент Эрдоган и правящая Партии справедливости и развития готовятся к длительному политическому противостоянию. В городах страны проходят провластные митинги, на которых избирателям рассказывают, прежде всего, о достижениях 20-летия правления Эрдогана, под руководство которого Турция прошла через мировой финансовый кризис 2008 года, войну в Сирии, пандемию коронавируса и последующее восстановление, а также открытую войну РФ против Украины. Во всех случаях подчеркивается, что команда действующего президента обеспечила стране внутреннюю стабильность и рост внешнеполитического престижа.
Выборы на фоне экономического спада
Радужную картину власти "портит" недавнее землетрясение, в ходе которого десятки тысяч турков погибли и около миллиона остались без жилья. Экономические достижения политики Эрдогана также подвергаются сомнению, так как в стране набирает обороты инфляция. Официальная статистика показывает инфляционный скачок в 51%, хотя оппозиция настаивает, что реальная инфляция уже перевалила за 100%.
"У Кемаля Кылычдароглу и турецкой оппозиции есть шансы на победу, если не будет фальсификаций. Мы видим признаки усталости части турецкого общества от политики Эрдогана и его партии, усугубленную экономическими проблемами, предыдущими политическими скандалами и последним землетрясением. Несмотря на некоторые нюансы, Турция остается демократической страной, но есть риски. Дело в том, что все демонстрируют готовность бороться до последнего.Команда Эрдогана намерена победить в первом туре, поэтому они активно мобилизуют свой электорат.Оппозиция, если будут иметь место давление и фальсификации, готова вывести людей на улицы", - говорит "Апострофу" директор Центра ближневосточных исследований Игорь Семиволос.
Основные претензии оппозиции к действующему президенту – отход от республиканских принципов, заложенных еще Кемалем Ататюрком, политические преследования, спад экономики, финансовая нестабильность и ухудшение отношений с партнерами по НАТО.
За годы правления Эрдогана в стране количество заключенных выросло вдвое (из числа европейских государств Турция тут уступает только РФ), при этом турецкая лира в отношении доллара "похудела" почти в два раза на фоне формирования супер-президентской вертикали во главе с Реджепом Эрдоганам.
Кемаль Кылычдароглу предлагает вернуть Турцию на путь парламентаризма и провести ряд экономических преобразований, начав с реформы государственных монополий в разных секторах народного хозяйств, которые в итоге должны уменьшить коррупционное давление на экономику. Финансовые проблемы населения все прочнее ассоциируются с коррупцией, которая в свою очередь связана с жесткой президентской вертикалью Реджепа Эрдогана. Во внешней политике конкурент действующего президента предлагает нормализацию отношений с союзниками по НАТО.
Не удивительно, что европейские исследователи показывают, что предвыборный рейтинг Кемаля Кылычдароглу составляет 48,9%, а Реджепа Эрдогана – 43,2%. Впрочем, все это на тоненькую.
Украинские интересы
Важно понимать, что Кемаль Кылычдароглу выдвинут широкими оппозиционными кругами, но далеко не все противники Реджепа Эрдогана стоят на проевропейских и проНАТОвских позициях. Увы, но среди турецкой встречаются "ватники", готовые ради экономических преференций (покупка газа, доступ к ресурсам и рынки сбыта) пойти на поиск сомнительных "компромиссов" с кремлевским диктатором Владимиром Путиным. Один из таких деятелей - глава партии "Родина" Догу Перинчек, ранее предлагавший признать "российскими" территориями, которые кремлевские оккупанты уже успели занять в Украине.
Догу Перинчек и ему подобные не имеют такого веса, как Кемаль Кылычдароглу, но голоса пророссийских спикеров активно ретранслируются кремлевской пропагандой с целью дискредитации помощи Украины со стороны других стран-членов НАТО.
"В Турции оппозиция к действующему президенту представлена широко, в том числе в силу того, что у турецкого общества скопилось немало вопросов и претензий к власти. Внутри страны критикуют жесткую президентскую вертикаль и провалы в экономической политике. Во внешней политике часть оппозиции, например, лидер "Родины" Догу Перинчек выступают с явными прокремлевским заявления (признать Крым "российским"), а Кылычдароглу на таком фоне выглядит более умереным. В любом случае, такие "пророссийские" или проевропейские заявления части турецкой оппозиции - не более чем игра на внутреннюю публику. Кылычдароглу, как и Эрдоган, не является ни проукраинским, ни тем более пророссийским политиком. Логика там простая - если Эрдоган "против" чего-то, то оппозиция будет "за" и наоборот", - пояснил "Апострофу" аналитик Правозащитного движения Крыма Дамир Минадиров.
Хорошей новостью для Украины является тот факт, что Кремль, вне зависимости от итогов выборов в Турции, вынужден будет выбирать между плохим и очень плохим вариантами развития событий.
"В случае поражения Эрдогана для Украины особо ничего не изменится, но не и стоит полагать, что новые власти пойдут на резкий поворот в сторону европейских партнеров. Скорей всего, мы будем наблюдать плавные переход во внешней политике, в том числе, в вопросе возможного участия Анкары в санкциях против России. Для Кремля это может быть болезненной темой. Несмотря на то, что Эрдоган был для Путина весьма своеобразным "посредником", Турция все же не присоединилась к санкциям Запада. Учитывая военно-политические и дипломатические провалы Москвы, для российских властей уже сам этот факт был политическим результатом. С приходом в Турции нового президента и новой команды пересмотр такого "нейтралитета" может стать лишь вопросом времени", - говорит "Апострофу" глава Центра содействия реформам Гергий Чижов.
Хотя Реджеп Эрдоган был для Владимира Путина "ясным и понятным" собеседником, но следует учитывать, что в критических для Украины вопросах Анкара вставала на сторону Украины: поставки Байрактаров, вызволение защитников Азовстали, а также отказ поставлять аналогичные вооружения в РФ.