В случае смерти президента Беларуси Александра Лукашенко возможны два сценария развития событий.
Об этом в эфире Єдиних новин заявил белорусский политический аналитик Артем Шрайбман.
— Беларусь никогда не была в этой ситуации, наверное, со времен Сталина, который умер, а его соратники какое-то время это скрывали. Если посмотрим на опыт других стран, то многое зависит от того, действительно ли это происходит тайно или у правящей элиты нет времени, чтобы передоговориться, — говорит он.
Во втором случае по действующей в Беларуси Конституции власть переходит к главе Верхней палаты парламента Натальи Кочановой, которая является одной из самых преданных Лукашенко чиновниц.
— От нее и сил, которые способны на нее влиять будет зависить будущее Беларуси. Очевидно, что этим будет пользоваться Россия. В первые дни или часы Россия попытается навязывать свои сценарии. Думаю, что в сегодняшней белорусской правящей верхушке нет людей, которые бы пытались этому сопротивляться, то есть какой-то консенсус с Россией они найдут о том, что будет дальше, — говорит аналитик.
При этом временный лидер должен в течении двух месяцев провести новые президентские выборы.
Однако, если в правящих кругах будет время договориться, а не сразу придется оповещать белорусов о смерти Лукашенко, то вступает другой сценарий.
— Элита собирается за закрытыми дверями, пока все не знают, что с президентом и договариваются, что будет дальше. И вот в Узбекистане удалось человека, которому должна была перейти власть, быстро отодвинуть и передать власть сегодняшнему президенту. Очевидно, что первая постлукашенковская власть при таком сценарии будет состоять из сегодняшней правящей верхушки, — сказал Шрайбман.