В условиях военного положения украинский омбудсмен Дмитрий Лубинец получает немало жалоб от граждан по поводу нарушения финансовыми (кредитными) учреждениями их прав. Как сообщили в Офисе омбудсмена, чаще всего обращения касаются нескольких пунктов.
Речь идет о:
- отсутствии финансовой возможности погасить кредит/заем;
- телефонные звонки финансовых (кредитных) учреждений потребителю с требованием оплатить кредит;
- начисление больших процентов по кредиту, превышающих в несколько раз тело кредита/ссуды.
В связи с этим в Офисе омбудсмена рассказали, что на время действия военного положения в законодательстве Украины не предусмотрена отмена начисления процентов за пользование кредитными средствами, а значит, такое начисление правомерно и заемщик должен платить тело кредита и начисленные проценты.
В то же время в Лубинце отметили, что законом № 2120 внесены изменения в ГК Украины и ряд законов. Согласно изменениям начиная с 24 февраля 2022 и в период действия в Украине военного и в тридцатидневный срок после его прекращения или отмены в случае просрочки заемщиком выплат к нему не могут быть применены штрафные санкции (даже если они указаны в кредитном договоре).
Кроме того, кредитор не имеет права поднимать процентную ставку за использование кредита в случае невыполнения обязательств. Исключение – когда договор предусматривает установление изменяющейся процентной ставки.
Согласно данным Офиса омбудсмена, все штрафы, пени и другие платежи, уплата которых предусмотрена договором о потребительском кредите, начисленные с 24 февраля 2022 года за просрочку выполнения обязательств по кредитному договору, подлежат списанию.
У Лубинца подчеркнули, что права потребителей должны быть защищены в любых обстоятельствах, включая военное положение. Омбудсмен призвал правительство и финансовые учреждения к предоставлению потребителям необходимой информации о защите их прав в таких ситуациях.