Украине можно ожидать большей синергии между условным коллективным Западом, в частности НАТО, с одной стороны и потенциальной новой властью, ныне оппозицией в Турции.
Такое мнение высказала глава направления Региональная безопасность и исследования конфликтов Фонда Демократические инициативы имени Илька Кучерива Мария Золкина в эфире телемарафона Единые новости.
Отвечая на вопрос ведущего Вадима Карпьяка, почему украинцам важно следить за возможной сменой власти в Турции, она отметила, что потенциальная смена власти в этой стране приведет и к изменению внешнеполитических акцентов в политике самой Турции.
— Если мы понимаем, каковы приоритеты Эрдогана. Он традиционно настаивал, в частности после полномасштабного вторжения на возможностях посредничества Турции в этом конфликте, на увеличении роли Турции как отдельного игрока. Надежда оппозиции в том, что они будут больше сосредотачивать свою внешнюю политику с НАТО, с даже европейскими партнерами, и что будет меньше линии раскола там, где официальная позиция нынешней Анкары противоречит позиции в частности НАТО, — сказала она.
Золкина добавила, что это касается также России и экономической политики, например отсутствия санкций.
По ее словам, оппозиция вряд ли изменит курс и присоединится ко всем западным санкциям против России, но будет помогать бороться с тем, чтобы турецкие компании не помогали россиянам обходить их и использовать Турцию как хаб.
— Для нас главное, что можно ожидать большей синергии между условным коллективным Западом, в частности НАТО, с одной стороны и потенциальной новой властью, ныне оппозицией в Турции, — подчеркнула Золкина.
Она также сказала, что тезису о том, что России выгоднее победа Эрдогана, есть место. Дело в том, что Эрдоган у власти уже 20 лет, а между ним и Путиным установились как персональные отношения, так и на уровне государств. Несмотря на то, что случались кризисы и замораживание отношений.
— Турция в первую очередь преследует свои интересы. Для Украины посредничество Турции было сведено к отдельно взятой инициативе зерновой. Попытки Турции распространить это зерновое соглашение на более широкие политические договоренности между Украиной и Россией они натолкнулись на то, что это стратегически не отвечает интересам Украины.
Золкина сказала, что Россия держалась за турецкую формулу посредничества не только из-за интереса Москвы к экономической связи с Анкарой, но и потому, что Россия пыталась использовать собственные амбиции Эрдогана — стать посредником в урегулировании этого конфликта — в пользу России соответственно. Это провалилось в прошлом году, но это был очень показательный элемент в посредничестве Турции.
Напомним, Их особенностью является то, что действующий президент страны Реджеп Тайип Эрдоган, который уже 20 лет находится у власти, впервые не является очевидным фаворитом гонки.
Западные СМИ называют эти выборы “самым большим испытанием” для Эрдогана и возможным “поворотным моментом” в современной истории Турции.