Конец "углеродного следа": экономику Украины переведут на "зеленую" энергию/Декарбонизация станет для нашей страны энергетическим "безвизом" с ЕС
Конец "углеродного следа": экономику Украины переведут на "зеленую" энергию/Декарбонизация станет для нашей страны энергетическим "безвизом" с ЕС

Конец "углеродного следа": экономику Украины переведут на "зеленую" энергию/Декарбонизация станет для нашей страны энергетическим "безвизом" с ЕС

Украину ожидают кардинальные реформы в сфере энергетики. Похоже, что уже совсем скоро будут существенно повышены тарифы на электроэнергию, при этом сама энергия будет становиться все более "чистой". "Апостроф" разбирался в законодательных инициативах по стимулированию использования возобновляемых источников энергии, их плюсах и минусах.

Гарантированно "зеленая"

Энергетическая стратегия Украины, утвержденная правительством, предполагает, что уже к 2035 году доля "зеленой" энергии в энергетическом балансе страны превысит 25%. Но для достижения этой цели необходимы определенные шаги, которые обеспечат динамичный рост этой отрасли. На это, в частности, направлен законопроект №9011-д "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно восстановления и зеленой трансформации энергетической системы Украины", который в мае приняла Верховная Рада в первом чтении.

Одной из основных новаций законопроекта является внедрение особого вида документов – гарантии происхождения энергии. Полномочия по выдаче таких гарантий будут предоставлены Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ). Они будут подтверждать, что энергия действительно произведена из возобновляемых источников энергии (ВИЭ).

Главной причиной внедрения гарантий является политика Евросоюза по декарбонизации экономики. По словам директора по аналитическим исследованиям DiXi Group Романа Ницовича, в ЕС уже принято политическое решение о введении для товаров, производимых с использованием "грязной" энергии, режима пограничной углеродной корректировки. То есть с таких товаров будет взиматься дополнительный налог, который сделает их менее конкурентоспособными по сравнению с товарами, при производстве которых использована "зеленая" энергия.

"Для этого важно знать, из каких источников произведена энергия, и какой она имеет "углеродный след", - рассказал эксперт в комментарии "Апострофу". - Те производители, которые будут экспортировать в ЕС "зеленую" энергию или товары, произведенные с ее помощью, будут освобождены от необходимости платить этот налог. Для этого им нужно будет предоставлять информацию о том, с использованием какой энергии произведены их товары. Именно для этого и внедряются гарантии происхождения энергии".

Таким образом, после принятия соответствующего законодательства ЕС, что должно произойти в ближайшее время, все предприятия, которые будут экспортировать товары в Евросоюз, должны будут вместе с этими товарами предоставить либо гарантию происхождения в подтверждение того, что они в производстве использовали "зеленую" энергию, либо приобрести углеродные сертификаты, стоимость которых будет зависеть от того, какой "углеродный след" тянется за их продукцией. Такой механизм уравняет конкурентоспособность зарубежных производителей, которые используют дешевую энергию, производимую при сжигании углеводородов, и европейских, которые соблюдают правила ограничения вредных выбросов.

Разумеется, такой порядок должен породить спрос на "зеленую" энергию, поскольку это будет освобождать от необходимости платить дополнительный сбор. И украинские предприятия, использующие возобновляемые источники энергии, смогут, получив гарантии происхождения, продавать свою энергию либо отечественным экспортерам в ЕС, либо европейским предприятиям, заинтересованным в уменьшении "углеродного следа" своей продукции.

"Гарантия будет менять своего собственника вместе с энергией, - рассказал изданию член правления Украинской ветроэнергетической ассоциации Иван Бондарчук. - Если компания будет продавать энергию "Гарантированному покупателю", то есть государству, то она будет продавать ее вместе с гарантией происхождения. И уже государство получит все выгоды, которые несет эта гарантия для производителя. Если же компания примет решение торговать своей энергией самостоятельно, то она будет передавать ее покупателю вместе с электроэнергией. А, когда потребитель использует энергию, гарантия аннулируется, и предприятию выдадут сертификат в подтверждение того, что он использовал для своих производственных целей определенное количество "зеленой энергии" .

Учитывая, что товарооборот между Украиной и ЕС неуклонно растет, спрос среди отечественных производителей на энергию, которая имеет гарантию своего "зеленого" происхождения, будет достаточно высоким, что будет способствовать развитию отрасли ВИЭ.

Шаг к рынку энергии

Второе важное нововведение, которое предлагает законопроект, - введение системы оплаты "зеленой" энергии по контрактам на разницу наряду с нынешней системой "зеленого" тарифа, которая предусматривает, что всю энергию, полученную от ВИЭ, выкупает государственное предприятие "Гарантированный покупатель" по фиксированной цене.

"Модель контракта на разницу позволяет производителю "чистой" энергии выйти из группы "Гарантированного покупателя" и работать на рынке самостоятельно, продавать свою энергию на аукционах, – объясняет Роман Ницович. – При этом государство устанавливает определенную цену поддержки за "зеленую" энергию. И, если рыночная цена, за которую производитель продал энергию, оказалась ниже цены поддержки, то государство доплачивает производителю разницу. Если же рыночная цена оказалась выше цены поддержки, то, наоборот, производитель должен вернуть излишек государству. Таким образом обеспечивается, что производитель "зеленой" энергии всегда получает за свою продукцию гарантированную цену".

По словам главы правления Украинской ветроэнергетической ассоциации Андрея Конеченкова, такая модель оплаты энергии является современным европейским механизмом, который позволит производителям "зеленой" электроэнергии выступать самостоятельными участниками рынка. Она успешно внедрена в большинстве европейских стран и в настоящее время является лучшим и прозрачным механизмом стимулирования "зеленой" энергетики.

"Этот механизм является рыночным и налагает обязательство на государство платить производителям энергии из ВИЭ не весь фиксированный "зеленый" тариф за поставленную в сеть электроэнергию, а только компенсировать или получать разницу между оптовой и аукционной ценой", - сказал эксперт в разговоре с " Апострофом".

Таким образом, новая модель оплаты, так же, как и нынешняя, предполагает, что производитель в любом случае получает за свою энергию фиксированный "зеленый" тариф, что дает ему возможность планировать собственные инвестиции и отдачу от них, независимо от каких-либо колебаний на рынка. Однако контракты на разницу дают производителю определенное преимущество.

"При работе с "Гарантированным покупателем" существует проблема платежной дисциплины, - говорит Иван Бондарчук. - Плата за производимую энергию поступает с опозданием. И поэтому часть производителей могут решить не ждать выплат от "Гарантированного покупателя", а сразу продать энергию на рынке и получить определенную часть тарифа. А потом уже ждать доплаты от государства".

Запоздалое решение

Правда, такой порядок имеет и принципиальный недостаток. Он выгоден производителю только при условии, если рыночная цена энергии ниже "зеленого" тарифа, как это сейчас наблюдается на энергорынке Украины. Тогда производитель охотно примет от государства причитающуюся ему доплату. Но ситуация резко меняется, когда рыночная цена становится выше тарифа. А это может произойти, учитывая планы властей сделать электроэнергию гораздо дороже, чем сейчас.

"В этом случае производителям сразу станет невыгодно оставаться в схеме контракта на разницу, - объясняет Иван Бондарчук . - И, чтобы не возвращать государству деньги, они могут расторгнуть договоры. Поэтому такая модель поддержки при внедрении нуждается в детальном анализе ее плюсов и минусов".

По мнению эксперта, внедрение контрактов на разницу хоть и повторяет успешную европейскую практику, является несколько запоздалой мерой.

"Большинство новых проектов в области возобновляемой энергетики уже ориентируются не на "зеленый" тариф, а на работу в рыночных условиях, - говорит Бондарчук . - Однако инвестиции в этот сектор в значительной степени сдерживаются отсутствием конкурентного рынка электроэнергии. Большинство генерирующих мощностей (около 70%). находятся под контролем государства. Кроме того, не существует единой цены энергии: установлены различные тарифы для бытовых и промышленных потребителей. Поэтому здоровая конкуренция практически отсутствует, из-за чего частным инвесторам трудно планировать свои проекты. Ведь всегда есть вероятность того, что следующее правительство откажется от обязательств предыдущего и изменит условия работы рынка, и это в значительной степени сдерживает развитие сектора "зеленой" энергетики" .

Поэтому, на самом деле, по мнению эксперта, наиболее целесообразным для государства было бы сосредоточиться на внедрении рыночных реформ в энергетике. Это наилучшим образом способствовало бы увеличению мощностей генерации, в том числе и "зеленой".

Добавим, что законопроект о стимулировании развития "зеленой" энергетики еще ожидает рассмотрения во втором чтении, а потому, не исключено, в нем найдут место дельные рекомендации, в том числе, наших экспертов. Но в любом случае этот документ является еще одним важным шагом на пути европейской интеграции Украины.

Теги по теме
Евросоюз электроэнергия
Источник материала
loader
loader