ЕС не сможет принять и Турцию, и Украину — Politico
ЕС не сможет принять и Турцию, и Украину — Politico

ЕС не сможет принять и Турцию, и Украину — Politico

ЕС не сможет принять и Турцию, и Украину — Politico

Война РФ против Украины сделала Турцию менее приоритетной для блока.

Если не будет большой неожиданности, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, похоже, одержит победу во втором туре выборов. И, как ни странно, кое-кто в ЕС при таком сценарии почувствует облегчение.

При этом в Евросоюзе растет беспокойство из-за возможности победы главного соперника Эрдогана Кемаля Кылычдароглу. Ведь если он станет новым президентом, то попытается переосмыслить отношения с ЕС. Это не только будет включать в себя совершенствование Таможенного союза и соглашение о либерализации визового режима, но и, возможно, попытку перезапустить давно замороженные переговоры о вступлении Турции в Евросоюз. Однако, как сказал Politico высокопоставленный европейский чиновник, ЕС не сможет принять и Турцию и Украину.

Время возможной победы Кылычдароглу и его предложения по перезагрузке отношений было бы невероятно неудобным для ЕС, поскольку это может произойти именно в тот момент, когда столицы блока начинают более четко обсуждать и осознавать глубокие последствия потенциального вступления Украины в ЕС.

На самом деле европейские лидеры, скорее всего, официально откроют переговоры о вступлении с Киевом на своем саммите в декабре.

Среди высокопоставленных чиновников есть обеспокоенность, что стремление Кылычдароглу активизировать переговоры о вступлении Турции может усложнить очень чувствительные дебаты относительно расширения блока и принятия Украины, даже несмотря на то, что Киев пользуется более широкой политической поддержкой, чем Анкара, в вопросе членства.

Это связано с тем, что кое-кто в Брюсселе, как и во многих столицах ЕС, считает, что ценой принятия Украины вместе со странами Западных Балкан в ЕС может стать необходимость четкого осознания, что Турция никогда не присоединится к Евросоюзу.

«В какой-то момент нам придется дать понять, что Украина и Западные Балканы – это последнее расширение. Невозможно представить, что ЕС сможет принять и Турцию и Украину. Рынок этого не выдержит», - сказал изданию европейский чиновник на условиях анонимности.

А из-за агрессивной войны России вопрос вступления Украины приобретает еще больший импульс. Действительно, даже если это будет реализовано в течение десятилетия или двух, принятие Киева в блок сейчас рассматривается как геополитическая необходимость.

«Украина действительно меняет правила игры, когда речь идет о Турции», – сказал один высокопоставленный чиновник ЕС.

Публично лидеры ЕС, конечно, поприветствуют потенциальное президентство Кылычдароглу, если он победит на выборах. Они также поддержали бы его программу реформ и продемонстрировали бы желание работать с ним более конструктивно. Но война РФ против Украины сделала Турцию менее приоритетной для блока – жертвой не только давних оговорок и предубеждений ЕС, но и геополитических императивов.

Итак, если Кылычдароглу победит на выборах 28 мая, страны ЕС, вероятно, включат Турцию в повестку дня своего июньского саммита, чтобы определить стратегию.

Но результат этой дискуссии уже ясен: ЕС будет скрываться за «конструктивной неопределенностью». Это означает, что в случае победы оппозиции в Турции переговоры о вступлении, вероятно, будут возобновлены, но с осознанием того, что они останутся открытыми. И вместо того, чтобы откровенно отвергнуть подход Кылычдароглу, обе стороны сосредоточатся на более узкой, краткосрочной «положительной повестке дня».

Иными словами, жесткие, амбициозные обещания перезагрузить отношения маловероятны. Но ЕС должен быть осторожным в своих желаниях по отношению к Турции, отмечает издание.

Хотя это правда, что в случае победы Эрдогана удастся избежать сложных дебатов по политике расширения блока, и отношения снова вернутся к привычной схеме, которую обе стороны знают и понимают, многие вызовы останутся и, вероятно, возрастут во время его дальнейшего президентства.

В очень краткосрочной перспективе отношения ЕС и Турции, вероятно, будут спокойны. Брюссель определит приоритетом предоставление финансовой помощи в размере семи миллиардов долларов для восстановления страны после разрушительных землетрясений, тогда как Анкара будет более восприимчива к росту давления со стороны ЕС и США по проблеме обхода антироссийских санкций.

Усилия Эрдогана, направленные на сохранение зернового соглашения между Россией и Украиной, также будут приветствоваться в Европе. И хотя Анкара будет упрекать ЕС в том, что он не делает больше, она все равно будет работать с Брюсселем, чтобы обеспечить миллиарды евро на помощь 3,5 миллиона находящихся в Турции сирийских беженцев.

Но на самом деле Кылычдароглу окажется еще более восприимчивым к прекращению обхода антироссийских санкций. И он также вероятно удвоит усилия, направленные на защиту зерновой сделки.

Кроме того, при Кылычдароглу Анкара будет намного конструктивнее сотрудничать с Брюсселем в вопросе урегулирования ситуации с сирийскими беженцами.

Но в среднесрочной и долгосрочной перспективах, если Эрдоган действительно победит, дальнейшее отступление от демократии и геополитические интересы существенно усилят напряженность. Переговоры о вступлении Турции в ЕС останутся замороженными, обновление миграционного пакта 2016 года или выполнение некоторых его пунктов также будет маловероятным, Брюссель и дальше будет отказывать турецким гражданам в безвизовом въезде, а также не будет никаких сдвигов в вопросе обновления Таможенного союза между ЕС и Турцией с 1995 года. В то же время отношения сторон, которые находятся в состоянии стагнации, будут только ухудшаться.

Двусторонние споры между Турцией и членами ЕС Грецией и Кипром также рискуют разжечь напряженность между Анкарой и блоком, что рискует стать предвестником очередной попытки Эрдогана использовать беженцев и мигрантов против Европы. Это также может привести к усилению военной напряженности, особенно если Турция возобновит поиски нефти и газа в спорных водах.

В целом выборы в Турции продемонстрировали отсутствие четкой политики ЕС в отношении Анкары, пишет издание.

Турция - кандидат на вступление в ЕС с 1999 года. В 2005 году начались переговоры о членстве, однако их приостановили в 2016 году из-за политических разногласий и критики со стороны ЕС по поводу нарушения в Турции прав человека и принципов демократии. В настоящее время переговоры фактически заморожены.

Лидеры ЕС на саммите в июне прошлого года поддержали предоставление статуса кандидата в члены ЕС Украине и Молдове. Предварительная «устная оценка» Еврокомиссии по прогрессу Украины в евроинтеграционных реформах, необходимых для начала переговоров о вступлении в ЕС, вероятно, будет обнародована в июне.

Руководители европейских институций сдержанно высказываются о временных рамках вступления Украины и подчеркивают, что процедура не предусматривает четких хронологических границ различных этапов, а скорость вступления зависит от темпов и качества реформ страны-кандидата.

О чем говорит первая оценка Еврокомиссии о готовности Украины к присоединению к ЕС, узнайте из статьи экспертов Украинского центра европейской политики Любови Акуленко и Снежаны Дяченко «Как Украине быстрее вступить в ЕС: несколько вещей, которые нужно знать ».

 

Источник материала
loader
loader