Железнодорожники о раздельных вагонах: Первой бы просилась туда на работу
Железнодорожники о раздельных вагонах: Первой бы просилась туда на работу

Железнодорожники о раздельных вагонах: Первой бы просилась туда на работу

Дискуссию о необходимости отдельных вагонов для женщин, разгоревшуюся в выходные в соцсетях, немного перебили лишь события в Белгороде, но полностью отвлечь не смогли даже военные события. Схлестнулись и сторонники, и противники, и просто мимо проходившие пользователи соцсетей. И такой общественный резонанс лишь подтверждает важность этой темы.

На сайте Кабинета министров Украины зарегистрировали петицию о внедрении отдельных вагонов для женщин и мужчин в поездах «Укрзалізниці». Петиция на момент написания материала (14:30, 23 мая) собрала уже 22 869 голос из 25 000 необходимых для рассмотрения.

Автор петиции Ольга Ожогина просит выделить хотя бы один отдельный вагон для женщин и, соответственно, отдельный для мужчин во всех поездах «Укрзалізниці», которые следуют в пути не менее 6 часов. При этом в случае отсутствия мест в «смешанных» вагонах просит продавать билеты в отдельные вагоны для представителей обоих полов. А чтобы идентифицировать пол покупателя билета, добавить фильтр «пол» при покупке билета онлайн или на вокзале.

«На длинных маршрутах, когда есть необходимость сна в купейных и плацкартных вагонах, пассажиры могут чувствовать дискомфорт из-за пассажиров противоположного пола. Не единичны случаи неприемлемого поведения, такого как навязчивое поведение, умышленные касания других пассажиров и т.д. В частности, известны даже случаи изнасилования в купейных вагонах», - пишет автор петиции.

Кроме этого, автор отмечает, что иногда у пассажиров есть необходимость сменить одежду, что сделать в присутствии попутчика противоположного пола невозможно.

В «Укрзаліниці» прислушались к потребностям пассажиров и предложили запустить в пилотном режиме женские купе.

– Кого будут пускать в женские купе? Женщин, трансженщин, мам с детьми до 6 лет любого пола. Этот диалог еще открыт. На каких маршрутов ждать? Еще точно не определено, но это маршруты дальнего сообщения, пассажиры которых проводят в дороге много времени, - в фейсбуке сообщил руководитель по коммуникациям и маркетингу пассажирского направления Александр Шевченко. По его словам, доплачивать за услугу не нужно, а купить билет в женское купе можно через приложение «Укрзалізниці».

Однако, если задуматься, одно купе на вагон – это полумера. Все же безопаснее в отдельном вагоне. KP.UA поинтересовалась мнением с «Укрзалізниці», что они думают о такой практике.

Проводники – не в восторге

Не согласиться с автором петиции сложно – неприятные ситуации в поездах случаются стабильно. Наверняка почти каждому из нас в поезде хотя бы пару раз в жизни доводилось ехать рядом с нетрезвым, еще и буйным соседом. Действительно, хотелось бы ездить с комфортом, а не заходить в вагон каждый раз с мыслями о том, не будет ли кто-то портить вам нервы всю дорогу, тем более если вы слабая женщина. Но что с этим можно сделать? Мнения железнодорожников разделились.

- Сама по себе идея правильная. Цель железнодорожников, за деньги клиента, предоставить ему максимально возможное количество удобств. И если услуга востребована, нужно искать пути ее реализации. Например, при покупке билета добавить опцию – «Однополое купе. М-Ж». Ведь не обязательно это должен быть целый вагон, вполне достаточно выделить 2 купе в вагоне с возможностью такого выбора – поддерживает инициативу «Укрзалізниці» пенсионер-железнодорожник Николай Носко, проработавший 25 лет начальником поезда. - Да и само предприятие на этом может зарабатывать, добавив к стоимости билета 10-25%. Другое дело, что для обеспечения логистики тоже нужны дополнительные затраты, «потянуть» которые такой «махине» как «Укрзалізниця» будет совсем не просто.

- Для меня этот вопрос изначально абсурдный. Женщины у нас - что, чем-то лучше мужчин? И почему вообще появился этот вопрос? Взять хотя б гигиену или алкогольное опьянение, то бывают и женщины похуже мужчин. Не надо думать, что в мужчинах сошлось все зло. Электропоезда, троллейбусы, трамваи, магазины – все это места общественного пребывания, а не для кого-то индивидуального. Поэтому, я считаю, все мы, как умные люди, должны придерживаться общепринятых правил поведения, не мешать ехать другим – ни запахом, ни поведением, ни чем-либо еще, - говорит проводница по имени Светлана.

По мнению Светланы, очень многое зависит от культуры поведения.

- Вы людей хоть садите в раздельные вагоны по половому признаку, хоть вместе, а проблема кроется в отсутствии культуры. Если человек пьяный, то он может появиться в таком состоянии в любом вагоне. Итог будет прежним, - продолжает наша собеседница.

Машинист Юрий привел пример из своей жизни как довод, почему не стоит делать раздельных вагонов.

- В июне нам с женой нужно ехать в Киев. У нас маленький ребенок, с инвалидностью, он требует присмотра. И жене ехать одной с ним тяжело. Ей нужна моя помощь. И вот представьте себе, как это было бы, если бы она ехала одна с ним, а я не имел возможности ей помогать, - говорит Юрий. – Для тех, кто лишний раз не хочет пересекаться с представителями противоположного пола, уже давно есть решение – люксовые места. Переплачиваешь за гарантированные удобства для себя любимого и едешь. Зачем создавать трудности для всех? И вы думаете, что мужчинам сильно нравится ездить друг с другом? Им тоже не всегда комфортно вместе в пути.

Проблема, по мнению нашего собеседника, в том, что часто люди садятся в поезд в нетрезвом состоянии и считают это нормой.

- Я бы лучше не пускал в вагон людей в нетрезвом виде. Ужесточил бы контроль при входе. А тем, кто пронес алкоголю и напился уже внутри, – драконовский штраф и высадка. Лично в качестве пассажира несколько раз ездил с такими людьми, это был ужас – выспался только тот, кто сам и пил. Были деньги напиться? Значит найдешь денег и на штраф с новым билетом, - утверждает машинист Юрий. – Может, это жестко, но это было бы действенным механизмом. И не надо было бы придумывать какие-то нелепые нововведения. Да и вообще, хотите что-то реформировать – реформируйте зарплаты рабочим. Это сейчас необходимо. Скоро вообще не будет кому работать.

Тут, правда, не очень понятна такая резкая реакция работников железной дороги. Ведь петиция заключалась не в сегрегации – то есть обязательном разделении: мужчины направо, женщины налево. Нет, речь идет о добровольном выборе: хочешь - покупай обычный билет, хочешь - в вагон «ж» или «м». Но в одном наши собеседники правы: первым делом важна культура поведения пассажира. Тем более, что други их коллеги инициативу поддерживают.

- Лично я двумя руками «за» такое новшество. Первая просилась бы на работу в такой вагон. С женщинами и общий язык найти проще, и они в целом, по природе своей, гораздо чистоплотнее мужчин. Думаю, что такая услуга рано или поздно появится – делится с нами проводник Марина. - Но мне кажется, сейчас все-таки не время. Идет война и главная цель для людей добраться из пункта «А» в пункт «Б» (особенно если речь идет о прифронтовых территориях, таких как Херсонская и Донецкая области). Комфорт зачастую уходит на второй план. А как тогда разделить поезда? Где стоит вводить «однополые» вагоны, а где нет? Но руководству в любом случае нужно принять во внимание желания пассажиров и как-то на них реагировать. Хотя бы провести эксперимент на одном поезде. 

«За» целый вагон, а не только купе и проводница Лариса. Ей, как женщине, тоже приходилось терпеть выходки неадекватных пассажиров, значительно превышающих ее в силе.

- Ехать в женском вагоне более комфортно, безопасно и спокойнее. Без мужчин вероятность возникновения негативных ситуаций в вагонах становится ниже. Банально, женщины даже тише разговаривают как между собой, так и по телефону. Тогда как мужчины обычно громкие. Плюс, это еще и больше пространства, сидеть удобнее. От мужчин чаще можно слышать запах крепких сигарет, а он не всем нравится. С женщиной ехать приятнее. Но самый лучший попутчик тот, который ничем тебе даже не запоминается, от пола это, к сожалению, не зависит, - подчеркивает Лариса.

«Це ж було вже!»

Идея введения раздельных вагонов не нова. Более того, ранее ее уже пытались внедрить на практике. Вышло так себе. В 2010 году подобный эксперимент проводили на Львовской железной дороге, которая ввела раздельные купе для мужчин и женщин на 12 поездах. Было по одному такому вагону на поезд.

Чуть позже аналогичный эксперимент провели и на Донецкой железной дороге.

Купить билет в такое купе можно было лишь в кассах, так как при продажах в интернете такая опция отсутствовала. В итоге данная услуга на практике пользовалась слабым спросом, и в результате оставалось много нереализованных мест.

В «Укрзалізниці» сочли такой эксперимент нецелесообразным и отменили.

В Мумбаи поезда для женщин маркирую таким рисунком. Фото: conjure.livejournal.com​

Международный опыт

Есть практика раздельных вагонов и в мире. «Женские» вагоны используют, например, в метрополитене в Японии, Индии и Бразилии, Мексике и проч. Цель этого решения – защитить женщин от «вагонных маньяков», которые, пользуясь давкой в вагоне, пристают к женщинам, пока те этого могут даже не ощущать.

В арабских странах почти весь общественный транспорт поделен на две половины. В автобусах, например, передняя часть – женская. Мужчине быть на «женской части» без сопровождения дамы запрещено. Но большинство таких разделений все же в городском общественном транспорте.

 Дальше продвинулись в Индии. Так, в самом густозаселенном мегаполисе Мумбаи есть не только отдельные «женские» вагоны на железной дороге, а даже целые «женские» поезда. Очевидно, с безопасностью у них так себе.

Более того (вот уж на кого не хотелось бы равняться), есть раздельные по гендерному признаку купе и на российских железных дорогах.

Есть успешный опыт раздельных вагонов и в Казахстане – в 2012 году там запустили пассажирские поезда с отдельными вагонами для женщин на пяти маршрутах. Эксперимент оказался удачным, ж/д компания получила много положительных отзывов и в конце апреля этого года заявила, что практику раздельных вагонов на летнее время расширят еще на три маршрута.

Теги по теме
Укрзализныця Женщины
Источник материала
Поделиться сюжетом