За границей не вводят показатели счетчиков вручную, но могут только мечтать о Дие. Рассказываем о диджитализации в разных странах Европы
Временно проживающая в Германии киевлянка Светлана Бовкун поделилась в Facebook опытом пользования местными цифровыми услугами. Чтобы открыть онлайн-кабинет страховой службы, Светлане пришлось несколько дней ждать ответа службы поддержки.
В итоге она услышала, что код для верификации электронного адреса страховщики направили бумажным письмом. Но это не значит, что с онлайн-услугами в Германии все плохо. Свои "плюсы" и "минусы" есть в разных странах. Но все-таки немцы говорят, что "Дия" – это "просто космос".
Liga.Tech пообщалась со Светланой и другими украинками, сейчас живущими в ЕС. Рассказываем, какие отличия в уровне диджитализации в Германии, Италии и Чехии, чем заменяют школьные Viber-чаты и почему не нужно снимать показатели счетчиков.
В ЕС выбирают не цифровые документы, а "бумажки"
Похожих на "Дия" приложений в Германии нет. Есть только сайт https://www.personalausweisportal.de. Для украинцев в Германии там доступен электронный вид на жительство, но это не срабатывает для ежедневного использования. Если нужно предъявить документ, к справке будут вопросы. И в транспорте, и в других ситуациях. Поэтому украинки оформляют "пластик".
COVID-сертификаты, когда это еще было актуально, можно было загрузить в отдельном приложении. Немцы им пользовались, но большинство сознательно предпочитает бумажный формат, потому что им так удобнее.
В общем, запрос на то, чтобы все электронные документы были в одном месте, у немцев намного меньше, чем у нас, считает собеседница. Но жители Германии, которые много путешествуют и ориентированы на модернизацию, хотят этого.
Кристина Оборожняя из Запорожья прожила 13 месяцев в маленьком городе Италии в горах Сан-Феличе. "С чудесами цивилизации итальянцы не очень знакомы и не очень воспринимают тему хоть каких-то изменений", – рассказывает украинка.
О приложениях типа "Дия" здесь нет и речи. Максимум – пересылка по электронной почте PDF-документов.
"Когда мы оформляли рабочую карту в Чехии, регистрировались онлайн. Но интерфейс ужасен, едва разобрались. Все в бумажном виде", – вспоминает киевлянка Татьяна Данилова, уже несколько лет работающая в Чехии в городе Либерец. Скоро ей придется продлевать карту – в Чехии говорят, если нужно будет донести какой-то документ, об этом известят в бумажном письме на почту. О документах онлайн в Чехии Татьяна вообще не слышала.
Платежи идут сутки, а расходы видны не сразу
Онлайн-банкинг в Германии достаточно развит. Но, как ссылается Светлана Бовкун на слова знакомых немцев, большой скачок вперед произошел только во время пандемии.
"Я пользуюсь услугами самого популярного немецкого банка Sparkasse – это как местный Ощадбанк. Он относительно нормальный, но пришлось ждать полгода обновления приложения, чтобы привязать мою карточку к Apple Pay", – говорит Светлана Бовкун.
В самом банковском приложении услуг меньше, они не так удобны. Привычные нам переводы с карты на карту здесь не работают. Есть перевод со счета на счет по IBAN. Это относительно несложная процедура, но требующая больше информации.
В то же время немцы очень любят наличные деньги. Есть много маленьких магазинчиков, кафе, ресторанов, где не принимают карточки. Не только в городках, но и в Берлине тоже. Скорее всего они просто не хотят иметь дело с оплатой трансакции.
Чешские банковские приложения также имеют гораздо меньше функций, чем наши. "Да, там можно оплатить коммуналку, перевести средства. Но очень бесит, что я не вижу свои расходы сразу, только на следующий день или через день", – признается Татьяна Данилова. Также нет возможности пополнить мобильный на любую сумму – минимальный платеж составляет 300 крон (около 500 грн). А это оплата за целый месяц.
Автоматизированные платежи за коммуналку
В Германии уже давно никто вручную не передает показатели счетчиков – этот процесс автоматизирован. С пользователя ежемесячно снимают плату за газ или электроэнергию – нужно один раз предоставить реквизиты своих счетов компании-поставщику и подписать письменное разрешение на то, чтобы они сами списывали эти деньги.
"Ежемесячно платишь фиксированную сумму, а в следующем месяце компании пересчитывают ее в зависимости от показателей – возвращают разницу или выставляют дополнительный счет. У общества здесь значительно выше доверие к банкам", – рассказывает Светлана.
Подобная система работает и во многих других странах Европы. Как согласны украинцы, с которыми мы общались, это действительно удобно.
Электронные билеты есть, но не везде
Многие в Германии до сих пор пользуются бумажными билетами и проездными, но это собственный выбор людей. "Для покупки билетов на поезд есть удобное приложение Deutsche Bahn, где есть англоязычная версия", – рассказывает Светлана.
Для автобусов есть единая система в каждой федеральной земле Германии – ты можешь купить билет онлайн и показать QR-код. Другое дело, что не у всех водителей есть техническая возможность его отсканировать. Они просто смотрят и кивают головой: "Окей".
Школа без Viber-чата и мобильных
Немецкие родители преимущественно отказываются от WhatsApp-групп (аналоги наших Viber-групп). У школ для этого достаточно удобные онлайн-платформы, где общаются учителя с родителями. С главой родительского комитета также можно связаться по e-mail.
Технически школы оборудованы очень хорошо. Многие задачи в средней и старшей школе выполняют на iPad – младшему сыну Светланы его выдали в школе. А вот телефоны, по ее наблюдениям, у местных детей появляются значительно позже, чем у нас.
"Друзьям моего младшего сына – 10 лет. И телефонов нет ни у кого. Хотя в украинской школе они уже были у всех", – говорит Светлана.
В младшей школе брать с собой мобильный запрещено категорически, дальше за этим уже так не следят. По ее словам, очень заметно, что мы, украинцы, гораздо чаще смотрим в телефон.
Запись к врачу без Helsi
В Украине надежность онлайн-записи к врачу после скандала с Helsi под вопросом. В Германии эта опция недоступна вообще. Каждый раз только аналоговый режим: звонки, встречи – все на бумаге. Конечно, врач ведет карту пациента в онлайн-системе, но у пациента к ней доступа нет.
"Время встречи обычно тебе просто озвучивают по телефону или лично. Ты должен записать его сам. Немцы к этому привыкли, они очень любят бумажные календари, где вписывают это руками", – говорит Светлана Бовкун. Напоминать о записи сообщением тоже никто не будет.
"Хотя одна доктор с нового года ввела электронную запись, как у нас на Helsi. Удобно, но в Украине это уже было несколько лет", – говорит Татьяна Данилова.
В Италии записаться к узкому специалисту можно через сайт, выбрав свободную дату, которая обычно будет не раньше чем через неделю-месяц. До этого обязательно получить направление от семейного врача, к которому идешь согласно расписанию. Но там тебя может ждать сюрприз – он в отпуске, а замена в другом городе. Об этом можно узнать, когда придешь и увидишь распечатанное объявление.
Результаты анализов можно получить на сайте, но некоторые отправляют по обычной почте.
То же с любой другой записью – к парикмахеру или на маникюр. Онлайн-заказ по локальным супермаркетам в небольших городах Германии не работает. Но многое можно заказать на Amazon, и тебе это доставят на следующий день.
В маленьких городках Италии онлайн или даже по телефону в большинстве своем не записывают. Надо идти и договариваться лично или иметь телефоны конкретных мастеров. Это связано с тем, что у них нет привычки потом придерживаться записи. Все равно приходится ждать в очереди. Во многих странах украинцы записываются через социальные сети к нашим специалистам.