System Shock вышел в 1994 году и, несмотря на номинальный жанр «шутер от первого лица», игра собрала в кучу отдельные механики и элементы таким образом, что сейчас мы этот жанр называем «иммерсивным симулятором». Получилось ли у Nightdive Studios вернуть дедушку к жизни и как он держится в современном мире сейчас расскажем в нашем обзоре System Shock.
Недалекое будущее
Начинается игра очень стильно. Дрон пролетает через небоскребы города недалекого будущего, мимо проносится плотный автомобильный трафик, повсюду неоновые вывески, в том числе с логотипами разработчиков и издателя. Дрон долетает до здания, заглядывает в окно и камера переключается в тело главного героя, который только задумал совершить хакерскую атаку.
Через минуту нас задерживают с поличным и отводят к местному делку. Сидя с мешком на голове, нас вежливо просят отключить все ограничения искусственного интеллекта SHODAN на космической станции Цитадель, что мы успешно делаем, буквально за секунды, после чего герой теряет сознание от удара по голове.
В оригинальной игре 1994 этот пролог подавался в виде видео и даже был отдельным пунктом в меню игры. В римейке всю эту сцену сделали частью игры и такой подход только придает атмосферности. Хотя и пришлось несколько раз показать мир не от лица протагониста, что достаточно не типично для иммерсивных симуляторов.
Проходит полгода, мы просыпаемся в медицинской капсуле на той же станции Цитадель, что на орбите Сатурна. SHODAN полностью взяла под контроль станцию и не теряла времени. Персонал превратился в киборгов без намека на самосознание, а все роботы и системы защиты враждебно настроены на любые признаки органики. Это очень напоминает фильм Event Horizon, правда он вышел спустя 3 года, и вероятно, сценаристы позаимствовали эту идею именно из игры.
Наша задача проста — остановить SHODAN в ее стремлении распространить вирус на Земле и уничтожить человечество, превратив нас в своих кибернетических рабов.
Симулятор погружения
В начале разрешают настроить уровень сложности отдельных аспектов игры. Чтобы почувствовать весь вкус игры, я советую все оставлять на стандартном уровне сложности и только опустить сложность боев, поскольку боевая система здесь самое слабое звено. Оружие вообще не имеет какой-либо отдачи, а враги практически не реагируют на выстрелы. Вы нажимаете кнопку, и противник падает.
Удары в ближнем бою так же не имеют никакой отдачи, просто тыкаем трубой или гаечным ключом и за два-три удара враг падает на пол. Поэтому еще раз, чтобы не затягивать и без того не короткую игру советую уменьшить сложность врагов, а остальное оставлять как есть. Тем более, что остальные элементы проработаны прекрасно.
По жанру System Shock – экшен от первого лица, а по геймдизайну – чистокровный и хардкорный симулятор погружения.
Все аугментации герой собственноручно интегрирует в тело, взаимодействие с окружающими, магазинами и коммуникациями происходит напрямую, без перехода в отдельный интерфейс и самое главное – нас никто не ведет за ручку до финальных титров.
Вся информация, даже очень важная, подается через текстовые и аудиозаписи или сообщения, и не дай бог вам что-то упустить или отвлечься, придется искать необходимую информацию в стопке сохраненных записей. Хорошо, что все они хранятся в отдельном журнале.
Но если хочется получить удовольствие от игры не тратя лишнего времени на блуждания по лабиринтам Цитадели, в начале игры можно выбрать легкий уровень Миссий и игра предусмотрительно расставит указатели по которым будет легче ориентироваться в пространстве. По крайней мере, так сказано в описании.
Обязательным элементом игры стало киберпространство. В нем мы уже соперничаем на территории ШОДАН, но задача там простая и редко вызывает сложности.
Нам нужно прорваться к ядру системы и уничтожить его. Препятствовать нам будут элементы антивирусной программы, которые беспощадно нас атакуют. Входить в киберпространство придется не часто и сама механика прекрасно разбавляет побегушки по станции.
Также встречаются пазлы с перенаправлением электроэнергии из одной точки в другую. Они не очень сложны, а найдя специальный модуль, их можно использовать, чтобы перенаправление произошло автоматически. Но встречаются такие модули очень редко, поэтому советую хранить их на особые случаи.
Несмотря на пресс-версию, серьезных багов не встречалось, а вот смешные бывали. Например, после загрузки быстро зайдя в комнату, где лежат трупы врагов, они падают на землю, как будто до этого стояли в Т-позе или висели под потолком. Еще бывало во время суперускорения наткнувшись на ящики или просто прыгнув, персонаж мог улететь куда-то в стратосферу, что удивительно, мы же находимся на космической станции.
Оптимизирована игра хорошо, хотя в моменты взрыва гранаты fps может хорошо проседать. Скорее всего, система частиц и количество эффектов на экране хорошо нагружают систему.
Эволюция жанра
За последние 30 лет индустрия совершила несколько больших прыжков вперед, от графики до улучшения механик, придумывания новых и сочетания разных жанров. Но если взглянуть на иммерсивные симуляторы, то вся база, все основные элементы остались неизменными, и как и в Prey 2017, так и в Bioshock 2007 вы увидите и почувствуете все то, что уже было у System Shock еще в 1994 году.
От римейка такой культовой игры хотелось видеть не только новую графику, но и улучшение именно тех элементов и механик, которые осуществили эволюцию за последние три декады, а именно боевой системе и удобства для игрока и уважения к его времени.
Если с последним еще более или менее справились, то сражаться с врагами скучно и вся боевая система выглядит как рудимент, который нужно отбросить вообще, или довести до нормального вида.
Даже несмотря на недостатки, мы все равно любим симуляторы погружения в первую очередь за интересный мир и его исследование, свободу выбора и персонажей. Nightdive Studios практически за копейки смогла визуально осовременить классику игровой индустрии и выпустила дословный римейк игры 1994 года.
Классические иммерсивные симуляторы выходят крайне редко, поэтому рекомендуем попробовать System Shock Remake, подобный опыт точно оставит отпечаток на вашем игровом опыте, и вы поймете, насколько упростились (или стали удобнее) современные игры.
Дословный римейк классического System Shock с сохранением всех преимуществ и недостатков оригинала