Россия, несмотря на статус страны, на которую было наложено наибольшее количество санкций, все же умудряется обходить имеющиеся ограничения и приобретать товары, благодаря чему производит ракеты, которые атакует мирные города Украины.
Лишь в июне 2023 года президент Владимир Зеленский заявлял, что в сбитых ракетах были обнаружены комплектующие из стран, которые являются партнерами Украины, после чего скандал перешел на дипломатический уровень.
Про то, как Россия обходит санкции, а также, как можно влиять на тех, кто является пособником войны Кремля против Украины, Факты ICTV поговорили с израильским военным обозревателем Давидом Шарпом.
По его мнению, страны Запада куда более принципиальны в вопросах обходных путей санкционных ограничений, нежели Китай или Иран. Это же касается и западных компаний-производителей. Однако проблема обхода санкций заключается в другом.
— Сегодня на гражданском рынке есть столько компонентов, даже не двойного назначения, хотя и двойного, а таких компонентов гражданского назначения, не только микроэлектроника, это могут быть самые простые компоненты, до резисторов или проводов, которые можно использовать в военном производстве. Более того, военная производство не обязательно должно быть супер качественным, если мы говорим о ракетах, жизненный цикл которых очень невелик, — сказал он.
По словам Шарпа, в России есть высокий процент брака, что эксперт фиксирует с начала войны в Сирии, где участвует российская армия.
— Так вот, сегодня, так как Россия не находится в экономической блокаде, полноценной экономической блокаде, более того, это невозможно в принципе на данном этапе. Есть множество обходных путей закупок компонентов двойного назначения или компонентов гражданского (назначения, — Ред.). На анекдотическом уровне даже утверждалось, что разбирают стиральные машины и что-то из них вытаскивают. Я в такое не верю, но это такой пример, доведенный до абсурда. Каналов, поступления этих элементов, множество, — объяснил он.
По словам эксперта, тот самый Китай может продавать не только китайские изделия, но и другие закупки, приобретенные КНР, после чего товары могут перепродаваться России. Кроме Китая есть и другие страны, как, к примеру, Турция, Эмираты, страны бывшего СССР и т.д.
Давид Шарп говорит, что Украина имеет преимущество в вопросе санкционного регулирования, поскольку есть множество российских ракет, которые, к примеру, были сбиты и не разорвались, после чего можно разобрать ракету и узнать, какой стране-производителю принадлежат те или иные комплектующие, после чего уже провести соответствующий анализ.
— Если там в этих изделиях есть какие-то компоненты, назовем это такого сложного и редкого уровня, то тогда есть шанс точечно повлиять на их производителей и продавцов, — объясняет эксперт.
Он уточнил, что говоря о редких компонентах, речь идет о таких элементах ракеты, которые нельзя купить в странах Запада или условных ОАЭ.
Шарп объяснил, что влияние Украины на производителей может быть различным: от цивилизованного способа, с помощью регуляторов США и Евросоюза, которые поставят компанию перед выбором “Либо мы, либо Россия”; другой способ подразумевает санкционные ограничения, как персональные, так и финансовые (перевод валюты и т.д.), из-за чего те или иные компании будут перед выбором, “от которого нельзя отказаться”.
— Вот таких важных незаменимых компонентов, у которых почти нет альтернативы, мало. Я думаю, что кое-что такое есть. В любом случае, даже с компонентами, в которых альтернатива есть, все равно стоит такого рода продавцам и производителям подходить со следующими предложениями, потому что очень важно, даже если ты не нарушил полностью этот процесс серых схем закупок россиянами, важно его нарушить частично, — говорит эксперт.
Он привел пример, когда россияне вместо 60 ракет смогут производить 40.
— Это не полная победа, однако это немаловажно во всех отношениях. То есть достижение даже такого результата серьезно. Серьезно и то, даже если они не уменьшат своего производства, но оно будет обходиться им дороже, это тоже дороже в финансовом смысле, это тоже важно, — говорит Шарп.
Военный обозреватель утверждает, что российско-украинская война является, в том числе, войной ресурсов.
— С одной стороны ресурсы Украины, которые ограничены, но на ее стороне Запад, в общем-то не ограниченный ресурсами. А с другой стороны Россия, ресурсы которой, естественно, больше украинских, но далеко не бесконечны, — добавил он.
Давид Шарп подчеркнул, что у Росси также есть слабые места, поэтому есть смысл заставлять РФ заплатить больше, тем самым замедлив темпы производства.
Также, считает эксперт, есть и другие способы, которые можно назвать как “менее цивилизованные и более активные”.
— Это использование возможностей разведслужб, в том числе и силовых. Это когда выходишь на тех, кто, скажем так, не понимает доброго слова, кто занимается этим делом, осознает, что он делает, но при этом не понимает доброго слова, что называется. На этих людей можно воздействовать иначе. На людей, компании, структуры можно воздействовать иначе. Здесь, конечно, нужно подходить очень умно и, я бы сказал, так осторожно, чтобы не скатиться под обвинения в терроризме или что-то подобное, — сказал эксперт.
Он привел пример из израильской практики, когда на протяжении десятилетий такого рода меры убеждения, а “иногда и убеждение насилием”, предпринимались против тех, кто работал на врага Израиля или продавал врагам Израиля те или иные важнейшие компоненты.
— Это были множество случаев во время борьбы с иракской ядерной программой в 70-80-е годы, в 60-е и 70-е с немецкими учеными, работавшими на Египет, бывшими нацистами. Случаев было много. Не всегда действовали удачно, однако меры подобные, например, получение кем-то имэйла с соответствующими угрозами и информацией о его личном, например, какой-то о нем информации, которая подскажет ему, что он имеет дело не с шутниками, может побудить такого человека отказаться, такого человека или компанию отказаться от действий, — говорит Давид Шарп.
Кроме того, считает эксперт, можно действовать и подкупом.
— А если даже не откажутся (продолжаться деятельность, — Ред.), есть шанс, что будут нервничать и заниматься собственной безопасностью, что влияет на эффективность образа жизни и работы. Но это в общих чертах, и это тоже работает. И когда на кону собственная безопасность и безопасность собственных граждан, это то, что сейчас с Украиной происходит, то хороши очень многие методы, лишь бы они были эффективны и не вредили себе, — считает военный обозреватель.
Шарп также рассказал, что в случаях, когда в ракетах могут быть обнаружены, к примеру, американские комплектующие, бороться надо не с США, которые и так выступают за ограничения поставок подобных комплектующих России, а отслеживать цепочки тех, кто перепродает Москве данную технологию.
— Отследив цепочку, даже не по конкретике, можно добиться результата. Например, в Эмиратах, я просто, к примеру говорю, некий товар продан в Эмирате американской компании. Здесь все нормально, абсолютно, и не придраться. А вот в Эмиратах он уже как-то переадресовывается в Россию. Поэтому, возможно, стоит иметь дело не с конкретной американской компанией, скорее всего, даже не с ней, а вот с правительствами Эмирата и с компаниями, которые занимаются перепродажей в Эмиратах, включая конкретных людей.
Конкретный человек в Эмиратах, который, если на него выйти, который ответственен за продажу тех компонентов в Россию, он может быть подставлен перед дилеммой цивилизованной, как я уже говорил, американские санкции, запрет на въезд, разного рода преследования. И, наконец, через правительство Эмиратов тоже, — говорит эксперт.
Он повторил, что в таких ситуациях необходимо давить на условное правительство Эмиратов, что является уже задачей американских властей.
Эксперт считает, что параллельно с этим, если цивилизованные методы не работают, “можно прибегать и к действиям спецслужб, скажем так, мягких угроз и физических воздействий”.
— То есть нужно отслеживать цепочки, и я уверен, что мотивация у американцев и у западных правительств и, более того, компаний, она есть. Никто из них не хочет быть дискредитирован, и никто не желает Украине вреда, как раз наоборот, — считает Шарп.
Эксперт повторил, что даже говоря о таких странах, как Китай, можно не добиваясь полного запрета экспорта определенных товаров в Россию, добиться успеха тем, что будет замедлены темпы производства.
По словам Шарпа, у России сегодня не так много партнеров. Из наиболее заметных можно назвать Северную Корею и Китай, которые являются специфическими партнерами. И несмотря на это Россия в плане технологий и экономических ресурсов находится “несравненно ниже Запада”, поэтому у Украины есть “колоссальное в этом плане стратегическое преимущество”, считает эксперт.