С начала лета многие волонтеры начали заявлять о том, что у украинских защитников возникает дефицит дронов, а Министерство обороны их вообще не закупает.
Сами военные также констатируют, что ситуация с БПЛА на фронте для Украины складывается плохо.
Сегодня стало известно, что государство в лице Минобороны с начала полномасштабной войны не заказало у Укроборонпрома ни одного дрона-камикадзе.
Об этом неожиданно заявил менеджер проектов госконцерна Олег Болдырев, более известный как Мартин Брест, в комментариях в Facebook.
Отсутствие серийного производства.
Как сообщил Болдырев, ни одного дрона от предприятий Укроборонпрома не было заказано.
То есть ни о каком серийном производстве БПЛА на предприятиях этой организации речь не идет.
Именно такой комментарий он оставил под постом в Facebook журналиста Александра Суркова.
Отметим, что Сурков написал критический пост о работе Укроборонпрома.
"Сегодня на фронте противник имеет весомое преимущество как в дронах, так и РЭБ.
Потому что за полтора года войны гусевский оборонпром не только не поставил на конвейер типичные образцы - но и не предложил для ВСУ никакого эффективного решения.
Все что они демонстрировали в презентациях весь это время - не результат работы "мощных КБ", а инди-разработки наших кулибиных-одиночек, которые себя приписывают чиновники с зарплатами космонавтов", - написал журналист.
На это Болдырев написал, что Укроборонпром не является распорядителем бюджетных средств:.
"Он (Укроборонпром – ред.) не может (и не имеет) производить что-либо, чего у него не закажет государство.
Иначе это "нанесение ущерба государству".
Так вот.
За все время с начала полномасштабки Минобороны как основной заказчик не то, что дрона не заказало - даже не проявило заинтересованности.
А по закону без требования государства Укроборонпром не имеет права тратить средства", - написал он.
facebook.
Отметим, что свой комментарий Болдырев уже удалил.
Почему так произошло.
Издание Defense Express решило разобраться в причинах того, почему Украина за полтора года войны не наладила серийное производство дронов и пришла к выводу, что причины этого как раз и определены обоими участниками "интернет-баталии".
При этом, как признают журналисты, у каждой позиции есть свои аргументы.
И действительно, Укроборонпром не распорядитель государственных средств и не может производить продукцию самостоятельно.
"И это максимально логично.
Потому что если бы Укроборонпром сам производил за государственные средства то, что хочет, то на максимально бытовом уровне ситуация выглядела бы так: продавец приходит к клиенту, забирает деньги, сколько сам хочет, отдает совковую лопату и то, что клиенту эта лопата не нужна или нужна, но другая, например, саперная, его не интересует", - пишет издание.
Вместе с тем, разработка любого оружия это также средства, в случае Укроборонпрома – государственные средства.
То есть появляется вопрос, а зачем разрабатывать "лопату", которая не нужна.
"Возвращаясь к дронам, точнее достаточно распиаренного проекта Укроборонпрома по созданию БПЛА с дальностью в тысячу километров, то к нему сразу были достаточно серозные вопросы, при этом на концептуальном уровне", - говорится в статье.
"Сам Мартин Брест (Олег Болдырев – ред.) сообщил, что БПЛА от Укроборонпрома будет не дроном-камикадзе, а "многофункциональной платформой", которая может быть как дроном-камикадзе, так и разведывательным или ударным дроном.
Это абсолютно концептуально ошибочная идея, потому что вся задача дрона-камикадзе - совершить единственный в своей жизни полет, а разведывательные и другие БПЛА должны выдерживать длительную эксплуатацию.
А от этого зависит все, потому что одна конструкция рассчитана на одноразовость, другая должна обладать высокой надежностью", - пишет Defense Express.
В результате сочетания обеих концепций получается либо очень дорогой дрон-камикадзе, что означает нивелирование его преимущества в возможности массового производства, либо одноразовый дрон-разведчик, что также делает его неэффективным, считают журналисты.
Как исключение издание называет израильский Harop от IAI, который является довольно дорогим средством поражения против противника РЛС и других важных, но легко уязвимых целей.
"И вряд ли Украина сейчас может себе позволить такую роскошь с одноразовым дроном с довольно совершенной разведывательной станцией.
Поэтому если такой дрон действительно не заинтересовал никого в Минобороны Украины, то это абсолютно правильно и даже хорошо.
И кажется, что по состоянию на осень 2022 года основные направления того, что нужно в этой сфере, и что не могут закрыть союзники Украины, были очевидны - дрон-камикадзе типа Ланцет и самолето-снаряд типа Shahed-136", - говорится в материале.
При этом повторить иранскую разработку объективно легче и вряд ли требовало проведения многолетних опытных конструкторских работ, поскольку значительное количество сбитых Shahed-136 было разобрано до винтика.
Но все равно требовало бы организации производства, при этом именно массового, но естественно легче открыть на мощных государственных предприятиях.
Но ни такой аналог Shahed-136, ни 1000-км "многофункциональная платформа" в серию Укроборонпрома запущена не была, добавляет издание.
"В то же время на более стратегическом уровне ситуация выглядит еще хуже.
Для того, чтобы государственные предприятия что-то разрабатывали не в рамках "инициативной разработки", им необходимо выдать соответствующую задачу.
Выдача такой задачи – это денежные обязательства, это бюрократия и ответственность за выполнение", – пишет издание.
"Поэтому крайне важно получить ответ на вопрос, а была ли со стороны Минобороны Украины выдана конкретная задача именно на создание, например, аналога Shahed-136 и согласился ли на него Укроборонпром.
А если да, то почему тогда появилась многофункциональная платформа на 1000 км.
Кстати, эта дальность, по словам самого Мартина Бреста, это показатель, который "посчитали"", - добавляют журналисты.
"Украина проигрывает РФ в применении БПЛА".
Военнослужащий и волонтер Юрий Касьянов признает, что Украина уже проигрывает России в применении и производстве дронов.
"Многих всколыхнула новость, что россияне собираются увеличивать в 50 раз количество производства Ланцетов.
Но те люди, которые на фронте, живут фронтом, вам скажут, что такая ситуация уже давно.
И Ланцеты действительно на поле боя доминируют.
И многие нашей техники сожгли этими Ланцетами.
Более того, противник все активнее применяет FPV-дроны", - сказал Касьянов в интервью Radio NV.
Он связал это с тем, что хотя РФ долго запускала производство беспилотников, однако имеет все ресурсы и возможности для этого, а Китай может продать ей часть комплектующих.
По словам волонтера, возможно, это будут не самые лучшие дроны, но их будет много.
"А здесь мы проигрываем вчистую.
Потому что у нас почему-то кто-то решил (доминирует в обществе такое мнение), что все решает частная инициатива.
Это не так", - подчеркнул он.
Касьянов отметил, что в Украине нет стандартизированной продукции и это плохо.
"Сейчас около 200 различных производителей дронов, каждый клепает свою какую-то конструкцию, причем их дроны схожи по характеристикам, но отличаются для бойцов в применении, поскольку не являются массовыми продуктами", – пояснил он.
По словам Касьянова, Украине следует выбрать из этих сотен одну-две модели – одну легкую, другую тяжелую, третью разведывательную.
То есть выбрать, что это будет стандартом, и дать всем возможность производить как инструкцию.
"Чтобы бойцам легче было.
Чтобы боеприпасы были стандартными для этих дронов.
Чтобы их выпускать массово.
Построить заводы, наконец.
Завод по производству дронов будет стоить где-то 20 млн гривен.
Это замена герба на статуе Родина-мать сейчас, которая совсем не ко времени.
Я не говорю уже, на сколько миллионов переложены плитки в Киеве на дорогах, проведено всяческое озеленение и меняется дорожное полотно на черниговской трассе - это вполне достойное и приличное полотно.
И под Киевом такие же вещи происходят.
Наши дроны закатываются в асфальт", - заявил волонтер.
Новини від Корреспондент.
net в Telegram.