/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F420%2F85ce42d86a6f8c492527d8c48262058f.jpg)
Удар по валютному рынку и убытки для аграриев. Сможет ли Украина обойтись без зернового коридора
Спустя 50 недель после начала действия "зерновой сделки" РФ официально вышла из соглашения. Украины пытается обеспечить работу морского коридора при любых обстоятельствах – с участием страны-агрессора или без, – однако пока неясно, удастся ли властям добиться данной цели. Хоть это будет дороже и приведет к убыткам для отечественных аграриев, тем не менее Украина сможет экспортировать весь свой урожай и альтернативными маршрутами, не используя морской путь.
Экспортные ограничения также могут повлиять на решимость Нацбанка снизить учетную ставку уже в июле, но особых угроз для валютного рынка наши собеседники не видят.
Взаимная блокада, турецкий конвоир или подключение к SWIFT: вернутся ли поставки морем
После объявления РФ о выходе из зерновой сделки украинские власти заявили о возможности продолжить морские поставки продовольствия без согласия страны-агрессора. Одним из аргументов для этого стало отсутствие договоренностей непосредственно между Киевом и Москвой, которые по отдельности заключили зерновые соглашения с ООН и Турцией в конце июля прошлого года.
На практике зерновой коридор без России предлагается проложить от трех портов (Черноморск, Одесса, Южный) вдоль 12 мильной зоны территориальных вод Украины с выходом судов в территориальные воды Румынии. Именно этот вариант пути Украина предложила в письме к ООН в качестве замены зерновому коридору в связи с его блокадой Россией.
Подорожание продуктов сократилось до минимума, но в июле может произойти новый всплеск цен, – академик НААН
Для обеспечения безопасности движения по этому маршруту, указывал президент Владимир Зеленский, Украина уже "поднимала вопрос" военного конвоирования судов. При этом договариваться о предоставлении конвоя нужно не только с Турцией и ООН, добавлял президент.
Военное конвоирование судов для защиты от РФ – шаг, на который Турецкая Республика может пойти только в случае провала дипломатических способов возобновления зернового экспорта, предположила научный сотрудник Atlantic Council в Турции Евгения Габер. Она добавляла, что другие страны НАТО едва ли будут участвовать в конвоировании.
Сами турецкие власти пока публично не отреагировали на призыв. Президент страны Реджеп Тайип Эрдоган рассчитывает, что в августе Турцию посетит президент РФ Владимир Путин. Очевидно, что в ходе этого визита в первую очередь будет обсуждаться возобновление зерновой сделки.
По всей видимости, как минимум до этого момента выход судов из украинских морпортов будет заблокирован. Несмотря на установление нового "рекомендованного маршрута" и предложение украинских властей страховать рейсы торговых судов, на что уже было выделено 20 млрд грн, решимость перевозчиков должна уменьшиться из-за агрессивных действий РФ.
В ночь на 19 августа ею была обстреляна инфраструктура портов Одесса и Черноморск, а на территории последнего было уничтожено порядка 60 тыс. т зерна. Позже Минобороны России заявило, что будет считать любое гражданское судно, направляющиеся к украинским портам, потенциально перевозящим грузы военного назначения.
Аналогичной мерой ответило и украинское военное ведомство: с 21 июля там стали считать перевозящими военные грузы все корабли, идущие в черноморские порты РФ.
США ввели новые санкции против российских банков и чиновников
Возможно, Москва подготавливалась к подобным действиям, предположил у себя на странице в Facebook экономист Алексей Кущ: он обратил внимание, что в 2022 году объем перевалки зерновых в российских портал балтийского бассейна возрос до более чем 20% по сравнению с менее чем 10% по состоянию на 2020 год. Напротив, объем перевалки в азовском-черноморском бассейне сокращался (хотя в 2022 году еще превышал 40% всего объема).
"Зачем россиянам переориентация на Балтику? Официально – для перераспределения нагрузки на логистику. Неофициально - россияне ожидают дестабилизацию ситуации в своих черноморских портах", – высказал мнение Кущ.
Побудить россиян вернуться в "Черноморскую инициативу" может не только дипломатическое давление Турции и Китая, являющегося одним из основных покупателей украинского зерна. Как заявляли российские власти, они вышли из сделки в связи с невыполнением Западом обязательств, взятых при подписании сделки.
Среди них ключевым, по словам Генерального секретаря ООН Антониу Гуттериша, являлось подключения Россельхозбанка к международной системе транзакций SWIFT для обеспечения расчетов за экспорт российских удобрений и продовольствия, которые не находятся под западными санкциями.
Тинькова исключили из санкционного списка Великобритании
По признаю Путина, ООН во главе с Гуттеришем "искренне" продвигали реализацию этого требования, однако ЕС, от которого зависит решение, свою позицию не изменил и Россельхозбанк так и остался без "свифта".
Впрочем, до конца не ясно, не является ли SWIFT просто предлогом для блокады портов и возобновится ли работа коридора, если Евросоюз пойдет на уступки шантажу Кремля. Стоит учесть, что это не единственное выдвигаемое РФ условие для сделки (среди них также разблокирование поставок запчастей для сельхозтехники), а платежи за продовольственный экспорт Россельхозбанк может получать даже без подключения к SWIFT, объясняли СМИ эксперты.
Успеху украинского сельхозэкспорта поможет Дунай и урожай ниже обычного
Украинская сторона также осознавала риски очередной блокады своих морпортов и предпринимала меры для экспорта обходными маршрутами.
Аналитик Украинского клуба аграрного бизнеса (УКАБ) Светлана Литвин подтвердила UBR.ua, что с прошлого года, когда заместить морской коридор речными поставками через Дунай при помощи железнодорожного и автомобильного путей было невозможно, ситуация сильно изменилась.
"Год назад, на четвертом-пятом месяце войны, у нас оставались значительные остатки зерновых и масличных после рекордного урожая 2021 года в 108 млн т. Помимо переходных остатков, у нас начинался сбор нового урожая. В то же время альтернативные маршруты только начинали работать", – поясняет Литвин.
Сбор урожая: в Украине намолочено уже 2 млн тонн зерна
Если к лету прошлого года общие поставки рекой, железной и автомобильной дорогами удалось увеличить лишь до 3 млн т в месяц (с 2-2,5 млн т в начале войны), то сейчас Украина потенциально способна поставлять 3 млн т одним только речным маршрутом по Дунаю, даже не проводя работ по дноуглублению и созданию дополнительных перевалочных пунктов, выражал уверенность президент Украинской зерновой ассоциации (УЗА) Николай Горбачев. Пока что объемы экспорта по Дунаю составляют около 2 млн т.
С учетом отправки продовольственных грузов автомобилями и поездами через западные границы (исходя из оценки Горбачева, суммарно они могут составлять около 900 тыс. т в месяц) альтернативных маршрутов должно хватить, чтобы за 12 месяцев вывезти собираемый сейчас урожай зерновых и масличных, полагает Литвин.
"Сейчас у нас почти нет остатков урожая 2022 года, мы все вывезли. Новый урожай ожидается на уровне 60-62 млн т. 20 млн т – это внутреннее потребление. Около 40 млн т пойдет на экспорт", – отметила аналитик УКАБ.
Один из регионов Украины первым собрал 1 млн тонн зерна, – МинАПК
Что будет с украинскими аграриями
Поставлять зерно через реки и по земле будет дороже, сложней и дольше, чем морем, говорит Литвин. Все это негативно скажется на доходах аграриев: страховые и логистические издержки в конце концов выпадут именно на них.
"Выделенные государством 20 млрд грн будут страховать только морские перевозки. Однако из-за войны страховка будет дорого обходиться и при экспорте альтернативными путями – а их уже будет должен покрывать украинский бизнес", – отметила эксперт.
Украина сможет увеличить агропроизводство до 200 млн тонн после войны и кормить 600 млн человек, – МинАПК
При этом продавать зерно украинские фермеры могут только по приемлемой для мирового рынка цене, которая радикально не вырастет даже в случае полной блокады украинских морпортов, считает Литвин. Она объясняет, что в начале войны ограничение поставок привело к 40%-му росту цен на зерновые, так как рынок не понимал, что в принципе будет с экспортом из Украины и РФ, на которые в 2021 году пришлось 27% всего объема экспорта пшеницы в мире.
После начала действия зерновой инициативы цены откатились назад и сейчас рынок понимает, что поставки из Украины так или иначе продолжаться даже без морского коридора.
"Скачка цен, подобного прошлогоднему, именно из-за срыва Черноморской инициативы не будет. Мировые цены формируются многими факторами. В частности, сейчас мы видим сокращение предложения на некоторые зерновые в США, Канаде и Аргентине из-за жарких погодных условий в этих странах. Среди этого и других факторов зерновой коридор имеет влияние, но не настолько сильное, чтобы вызывать значительный рост цен", – объяснила Литвин.
Молдова снизит тарифы на транзит украинского зерна железной дорогой
Немногим лучше ситуация для аграриев будет и в случае возвращения зернового коридора к формату работы, в котором он функционировал последние месяцы до срыва сделки – с многодневными задержками выходов суден из портов, что было вызвано проверками российских инспекторов в Совместном координационном центре.
По мнению эксперта УКАБ, идеальным вариантом было бы обеспечение той степени свободы судоходства, которая было у Украины до войны. Тогда была возможность гибко экспортировать продовольствие в объемах до 7 млн т и выше именно в те периоды, когда в этом нуждались мировые рынки и когда стоимость продукции наиболее высокая. Ни при зерновом коридоре формата последних месяцев, ни в случае альтернативных поставок этого не следует ждать, так как экспорт будет сильно растянут во времени.
Тем не менее деградации отечественной сельхозотрасли из-за экспортных ограничений Литвин не предвидит. Сокращение сборов, произошедшее в прошлом году, было обусловлено не столько из-за сокращения посевных площадей, сколько из-за перехода аграриев на более дорогие и менее урожайные относительно зерновых масличные культуры.
"Аграрием очень тяжело работать с начала войны, в том числе и по той причине, что цена на украинском рынке намного ниже, чем за границей. Влияют и дополнительные затраты. Но пока они продолжают работать. В ближайшей перспективе говорить про какое-то существенное сокращение посевных площадей или упадок отрасли – нельзя", – уверена специалист.
Европа – без судака, Украина – с дорогой таранкой и карпом. Как разрушение Каховской ГЭС повысит цены на рыбу
Как экспортные ограничения скажутся на валютном рынке
По словам начальника департамента Казначейства Глобус Банка Тараса Лесового, ограничения поставок зерна так или иначе могут повлиять на валютный рынок Украины: более 50% от всех валютных поступлений, в период с января по апреля 2023 года составивших $13,3 млрд, приходится на продукцию АПК.
Но, подчеркивает Лесовой, Нацбанк учитывает этот и другие подобные риски при проведение монетарной политики.
"Следует также понимать, что валютный рынок даже на самый нежелательный сценарий не отреагирует мгновенно. Инерционный "путь" в зависимости от обстоятельств может занять до 2 недель", – подчеркнул Лесовой.
Запустил процесс национализации: НБУ принял решение о выводе с рынка Сенс Банка
Другой представитель банковского рынка отметил в комментарии UBR.ua, что срыв зернового коридора может немного отсрочить принятие НБУ решения о снижении учетной ставки. Регулятор ранее неоднократно анонсировал, что это событие может произойти уже в июле, а само снижение может составить 1-2 п.п. с нынешних 25%.
Впрочем, наш собеседник подчеркивает, что отмены снижения ставки и других мер валютной либерализации также не предвидится: они оговорены в условиях четырехлетней программы сотрудничества с МВФ, по которой Украина должна получить до 2027 года $17 млрд.

