Точную этимологию слова «фаранг» (farang) сегодня отследить почти невозможно. Корнями оно уходит в мусульманскую и азиатскую культуры, но при этом почти всегда означает «европейца». Причем в оскорбительной манере, учитывая колониальное прошлое Европы и ее наглое вмешательство в жизни других стран. Так что условный фаранг — это некто неприятный и непременно стремящийся испортить всем жизнь. Фильм Farang эксплуатирует как раз подобный образ, но при этом пытается показать, какими могут быть истоки «чужаков». Насколько удачно это вышло — читайте в рецензии ниже.
«Чужак» / Farang
Жанр криминальная драма
Режиссер Ксавье Жанс
В ролях Нассим Си Ахмед, Витхая Пансрингарм, Оливье Гурме, Кеннет Вон, Гиги Велиситат,
Премьера кинотеатры
Год выхода 2023
Сайт IMDb
Француз Сэм (Нассим Си Ахмед) прилежно отбывает свой срок в тюрьме, что помогает ему освободиться досрочно. Он решает начать новую жизнь и переезжает в Таиланд, где находит себе семью. Вместе они мечтают выкупить участок земли и обустроить его по своим вкусам. Но этим же участком заинтересован местный представитель криминала. Он согласен отдать землю Сэму в обмен на якобы простое поручение. Однако это поручение может навсегда сломить жизнь главного героя.
«Чужак» — максимально французское кино, пускай оно и пытается подкупить азиатской эстетикой.
Это приводит к тому, что в фильме очень много долгих и крупных планов, акцентирующих внимание на эмоциях персонажей. И в таком подходе нет ничего плохого, но кому-то фильм из-за него покажется несколько затянутым.
В особенности это касается его первой половины. Режиссер крайне тщательно подводит к поворотному моменту в жизни Сэма, чтобы вы сполна прониклись всеми обстоятельствами его новой жизни. Поэтому «Чужак» ощущается крайне личной, почти камерной историей одного человека, жизнь которого пошла не туда. И вы знаете, что его ждут лишь проблемы, с первых же минут фильма.
«Чужак» отлично выстраивает напряжение, которое никогда не достигает критических значений, но все равно присутствует в каждом кадре. Из-за этого кино ощущается тяжелым и гнетущим. Поэтому на легкий и ненавязчивый просмотр тут лучше не надеяться.
Даже пейзажи Таиланда тут выставлены как нечто пугающее и отвергающее чужаков. Они будто грозятся поглотить главного героя, у которого и без того хватает проблем. А для зрителей это значит, что «Чужак» — еще и эстетичное с точки зрения визуальной части кино. На местный Таиланд крайне приятно смотреть, а съемочная команда не стесняется показывать его с самых разных сторон.
Еще одно достоинство фильма — хореография и общая постановка сражений. Источник вдохновения тут очевиден — индонезийский «Рейд». Пускай у «Чужака» не получилось достигнуть уровня натуралистичности «Рейда», но все битвы тут все равно крайне тактильные и ощущаются на достойном уровне.
Съемочная команда также крайне живо и по-хорошему отвратительно изображает жестокость. Кровь и увечья в кадре мелькают регулярно и только подчеркивают тяжесть положения, в котором оказался Сэм. Но и в совсем откровенную расчлененку фильм не скатывается, чтобы не рушить общую атмосферу.
Фильм хорошо понимает, для чего и как именно был снят. У него есть четкий фокус, которого он придерживается весь хронометраж. Даже начальная затянутость в итоге лишь играет на руку общим впечатлениям. Так что после просмотра остаются исключительно приятные впечатления.
Да, можно попытаться покритиковать сценарную структуру и режиссерские решения фильма. Особым «высоким кинематографом» тут и не пахнет. Зато у Ксавье Жанса получилась максимально человечная и понятная всем история, которая к тому же интересным образом сочетает индонезийскую эстетику с французским духом.
Сейчас выходит не так много фильмов, в которых нет чрезмерной претенциозности. «Чужак» в этом плане напоминает пришельца из прошлого, где-то из 90-х, когда просто хорошие фильмы о людях без всяческих крайностей выходили регулярно. И в этом его простая, но все равно цепляющая магия.
«Чужак» даже поможет вам забыть, что когда-то Ксавье Жанс снял еще и крайне отвратительного «Хитмэна» 2007 года. Или хотя бы вы сможете простить режиссеру эту оплошность.
«Чужак» ощутимо выбивается из современной конъюнктуры фильмов, но в этом его маленькая прелесть. Это хорошее и доступное кино, которое на полтора часа увлечет своей печальной и жестокой историей. Французский шарм которой ощутим даже среди красочных локаций Таиланда