Автор скульптуры из львовского парка Василий Корчевой: Я ее вытесал из гранита - такое не делается "по приколу"
Автор скульптуры из львовского парка Василий Корчевой: Я ее вытесал из гранита - такое не делается "по приколу"

Автор скульптуры из львовского парка Василий Корчевой: Я ее вытесал из гранита - такое не делается "по приколу"

Неделя скульптуры во Львове стартует 20 августа, однако ее уже громко обсуждают в соцсетях. Причиной стала женская фигура в Стрыйском парке, формы которой даже превзошли "рубенсовские". Название красноречивое - "Уверенная".

Ужасаются ценители тонких линий, а сторонники толерантности возмущаются их критикой. Обиженной чувствует себя руководитель Музея Голодомора Леся Гасиджак, потому что "добрые люди" вспомнили злословие относительно нее.

Пока споры продолжаются, а организаторы выставки радуются неслыханному резонансу, KP.UA поговорила с автором «Уверенной» – заслуженным художником Украины Василием Корчевым. Он – художник разноплановый, работает в жанрах станковой и монументальной реалистической скульптуры, занимается резьбой по дереву, портретной и пейзажной живописью.

"Я сделал как надо - создал красивую женщину"

Василий Корчевой за работой. Будет статуя купальницы. Фото: vasilykorchevoy.com

- Василий Иванович, как вы относитесь к шуму, возникшему вокруг вашей работы? Вас это удивляет?

– Да нет, я привык. Около 40 лет назад в Киевском доме художника была общеукраинская выставка произведений искусства. Ее монтажом руководил известный скульптор Николай Билык. В составе экспозиции была моя работа – торс полной женщины с бусами на шее. Я ее выставил, красиво так выставил... Вдруг подбегает какой-то мужчина и говорит: "Уберите это уродство от моей работы!".

Конечно, никто ничего не убирал. Прошло время, я забыл, кто это был и что это было. А через 30 с лишним лет художник Анатолий Марчук пригласил меня в экспозицию в Хлебне (выставочный зал в "Софии Киевской"). Там я снова увидел этого человека среди авторов работ. Я не буду называть его фамилию, потому что получил определенную сатисфакцию. Марчук спросил того скульптора: "С кем ты хочешь рядом быть?" А он прошептал: "С кем угодно, только не с Корчевым, потому что я когда-то его обидел". Мне было странно, что он это помнит.

- Вы следите за спором в соцсетях вокруг "Уверенной"?

- Я – нет, мне никогда. Следит жена. Она сидит в фейсбуке и все это читает, переживает. А я говорю: "Что тебе из того? Разве это плохо? Это реклама, в конце концов. Скандалы специально заказывают, чтобы удержаться на плаву. А здесь ничего не нужно делать – твоего мужа и так рекламируют на всю катушку”.

Перед нашим с вами разговором Павел Гудимов (соорганизатор выставки) звонил по телефону. Он очень доволен всем этим резонансом. Хотя, казалось бы, он отрицательный.

А что касается меня, то дело в том, если бы я сделал что-то не так, и умышленно что-то не так, тогда бы меня это задело. А я сделал все так – создал красивую женщину. Настаиваю, это красивая женщина. Если кому-то такие не нравятся, пусть будет красивая скульптура.

Когда-то одна девушка выставила в интернете мои работы и сделала опрос: "Как вы относитесь к такой красоте?" Один паренек написал: “Такие дамы мне не нравятся, а работы Василия Корчевого таковых женщин – нравятся”. Итак, я расширяю границы гармонии.

Единственное, что меня поразило, когда жена зачитала мне сообщение Леси Гасиджак. Не понимаю, почему такая реакция?

Не только пышные формы. Вот например, работа "Торс аскетический", известняк. Фото: vasilykorchevoy.com

"Три тонны камня нужно было перевести в щепки"

– Леся связала скульптуру с недавним хейтом, который ей пришлось пережить. Но ваша "Уверенная", надеемся, не имеет к нему отношения?

- Боже упаси! Эта скульптура сделана не вчера, а три года тому назад для Каневского международного скульптурного симпозиума. На него меня пригласил Юрий Сташков (основатель Каневского художественного объединения «КрасноеЧерное»). Я три недели вырубал эту женщину. Это не то, что кучу мусора за один день нагрести или что-то намазюкать. Там три тонны камня нужно было перевести в щепки! Это гранит, это самый тяжелый материал!

Мне удивительно, что люди вообще могли подумать, что это по приколу. Это искусство, это просто так не делается.

- Судя по галерее на вашем сайте, вы давно и много делаете пышнотелых женщин.

– Я же говорю, 40 лет! В 2019 году я провел выставку в музее Киева на 60 экспонатов. Там очень интересно вышло. Я хотел выставку в октябре, а меня отодвинули на ноябрь. Как раз в это время в Киеве проходил конкурс красоты между женщинами весом в 100 килограммов. Так некоторые конкурсантки оставили благодарные отзывы после просмотра экспозиции.

Я понимаю, что где-то в глубине души победительницы предпочитали иметь объемы 90-60-90, но надо ценить, что дала природа. Моя социальная миссия – поддержать таких женщин. Поэтому очень досадно, что Леся неправильно все поняла.

А к спорам я привык. Меньше заказов мне от этого не будет, думаю, что наоборот.

Молодая женщина. Известняк. Фото: vasilykorchevoy.com

"Стереотипы все нужно менять"

– Вы делаете и хрупкие скульптуры.

- Хрупкими я делаю в основном ангелов на надгробиях. Сейчас мало кто может так поступить. Пусть меня Бог простит, что хвастаюсь.

Русалка и водяной. Серебро, известняк. Фото: vasilykorchevoy.com

Недавно один архитектор привел ко мне заказчика – купальщицу хотели худенькую. Они посмотрели эскизы, говорят, "все хорошо". А потом посмотрели на другие мои работы: "Боже, это же уродство". И это говорит архитектор. А дяде, извините, 82 года. Я отвечаю: "Вы же человек искусства, должны понимать, что красота бывает разной". Заказчик на архитектора тоже шикнул.

– Уверены, что можно изменить стереотипы красоты?

– Конечно, стереотипы надо менять. И не только по восприятию женской красоты. Вот сейчас есть заказчик, который хочет, чтобы я сделал скульптуры его родителей на лавочке. Я этого не буду делать, это примитив, сейчас все сидят на лавочках.

И тут еще такой парадокс: человек хочет возвеличить своих родителей (речь идет о надгробии. – Авт.), но чтобы при этом посторонние не подумали, что он их превозносит. Потому как все – на лавочке. А я бы сделал бюсты на постаментах. Или алтарь с портретами и ангелами.

Или такой пример. Звонит мне глава Союза художников Черновцов: "Василий, поучаствуй в конкурсе на памятник руководителю магистрата Черновцов – тому австрийскому, который город строил". И условия: высота 1,80 метра, без постамента и в парке.

Я говорю: однозначно не буду этого делать. Достойный человек должен иметь постамент, достойный памятник. Чтобы собачки не могли на ноги нужду справлять.

– Но парковые скульптуры популярные.

- Парковая скульптура – ​​это когда женщина или что-то дизайнерское. А достойному человеку нужен памятник! Вон в Киеве архитектор Городецкий прямо на земле сидит за столиком, и любое чмо может вылить ему на голову кофе. Это неправильно по отношению к великим людям.

Мраморные ангелы. Зверинецкое кладбище, Киев. Фото: asilykorchevoy.com

"Красивая, потому что мягкая, теплая, нежная"

Есть у скульптора и пузатенькие мужчины. Клоун, бронза. Фото: vasilykorchevoy.com

- Вы хотите научить воспринимать женщину такой, как она есть. Так, может, ради гендерного равенства и в отношении мужчин нужно пересмотреть стандарты? Не только стройных и атлетических изображать, но и с толстыми брюшками. Таких не меньше, чем женщин.

- Может быть, конечно, такой пузатый "козарлюга"... Но нет. Мужчина, я считаю, должен быть худым. Пышная женщина - красивая, потому что она мягкая, теплая, нежная. А мужчина – это другое.

- То есть, действительно, считаете, что полнота придает женщине сексуальность?

– Конечно! Есть такая мулька, что 5 процентов мужчин любят полных женщин, а 95 – очень полных. Только не все себе в этом сознаются. Это как москалей зомбировали, что украинцы - плохие, так и мужчин, что хорошие - только худые женщины.

Конечно, худенькие тоже красивые, у меня много фигур худеньких. Пышные женщины – это другая красота. Моя выставка так и называлась: "Другая красота". Выставлялись только полные фигуры.

Гея. Мрамор.Фото: vasilykorchevoy.com

Теги по теме
Женщины
Источник материала
Поделиться сюжетом