Снова голые: как платят налоги «короли бензоколонок»
Снова голые: как платят налоги «короли бензоколонок»

Снова голые: как платят налоги «короли бензоколонок»

Снова голые: как платят налоги «короли бензоколонок»

В 2021 году ZN.UA публиковало серию статей «Короли и шуты», в которых раскрывало подробности уплаты налогов крупнейшими розничными и оптовыми продавцами горючего. Было очевидно, что налоговая дисциплина у большинства игроков хромает. А как обстоят дела сегодня, когда государственный бюджет является единственным источником финансирования нашей обороны? Если коротко, плохо… И вопрос не только в совести бизнеса — у некоторых просто не остается выбора, чтобы выжить.

В марте 2022-го правительство инициировало отмену акцизов и уменьшение НДС с 20 до 7%. Основной целью была поддержка потребителей в тот трагический период, но одновременно этот шаг фактически убрал с рынка схемы по оптимизации налогообложения, потому что лишил их экономического смысла.

В сентябре 2022-го акцизы частично вернули, а с 1 июля 2023 года «топливные» налоги возобновили полностью. Цель этого шага очевидна — наполнить государственный бюджет как единственный источник финансирования армии (западная финансовая помощь поступает только на невоенные потребности).

Но будет ли достигнута эта цель? К сожалению, анализ уплаты налогов «топливными» ритейлерами в первом полугодии 2023-го пока не дает оснований для оптимизма.

О каких налогах идет речь? Налог на прибыль (НнП), налог на добавленную стоимость (НДС), налог на доходы физических лиц (НДФЛ), единый социальный взнос (ЕСВ) — налоги с операционной деятельности, не учитывающие акцизов и НДС при импорте. Налоговая отслеживает и некоторые другие, но они незначительны.

Высшая лига

Прогнозные результаты были довольно оптимистичные. Расчетная средневзвешенная наценка — разница между оптовой и розничной ценой, в 2022–2023 годах бьет рекорды, а во втором квартале 2023-го почти вдвое превышала показатель 2021 года — 8,44 грн/л против 3,45 грн/л. Следовательно, налоговая нагрузка должна была увеличиться. Но так произошло только в немногочисленных случаях.

Главный индикатор — налоговая нагрузка на литр — рассчитывается как сумма поступлений, разделенная на количество проданных литров по данным расчетно-кассовых аппаратов.

Итак, по результатам второго квартала, лучшие результаты продемонстрировала сеть ОККО — 2,39 грн/л. В целом можно сказать, что именно сеть Виталия Антонова портит общую картину по рынку абсолютно несопоставимыми в большинстве случаев показателями. Имея 22% продаж, она уплатила более 50% всех налогов (по данным компании, свыше 908 млн грн). В целом за сетью лучший результат по всем видам налогов. Вместе с тем привлекает внимание резкий рост «зарплатных» налогов во втором квартале, что, как сообщил источник в компании, вызвано выплатами годовых бонусов персоналу.

Второе место занимает Socar (2,21 грн/л), сформировавший такой результат в основном за счет «зарплатных» налогов и НДС. Минимальный налог на прибыль иллюстрирует снижение продаж сети на фоне сохранения затрат.

Третью ступеньку делят сразу три бренда с показателем 1,64 грн/л — AMIC, Shell и U.GO, находящийся в управлении «Нафтогаза Украины». Похожее у трех операторов одно — нет налога на прибыль.

Известно, что в AMIC это обусловлено историческим огромным убытком, сформировавшимся вследствие курсовых разниц по валютным кредитам.

«Конечно, мы зарабатываем деньги, но, по украинскому закону, если есть предыдущие убытки, то они суммируются, и пока мы не выйдем на общий плюс, то, по закону Украины, не обязаны и не должны платить налог на прибыль. Был бы другой закон, мы бы соблюдали этот закон и платили налог на прибыль», — рассказал в одном из интервью гендиректор ПИИ «Амик-Украина» Аудриус Стропус.

При этом сеть показала один из лучших результатов квартала по НДС на литр.

В U.GO говорят, что во втором квартале еще не вышли на прибыль из-за сложного рестарта конфискованной сети Glusco, которую госкомпании передали в управление летом 2022 года. Первую прибыль здесь ожидают в текущем квартале. Также нулевые выплаты в сети по НДС, поэтому неплохой общий результат возник из-за «зарплатных» налогов.

Почему бесприбылен международный Shell? Точного ответа нет, компания коммерческие вопросы обычно не комментирует. Одна из видимых причин — неэффективная закупка горючего, которое она приобретает на внутреннем рынке (у большинства конкурентов собственный импорт), и небольшие объемы продаж.

Вечно перспективные

Остальные операторы показали результат ниже 1 грн/л, где и находились в 2021 году. При этом выявить какую-то логику в этом сложно. На одной ступеньке оказались WOG, KLO, БРСМ и UPG, имеющие абсолютно разную философию бизнеса и структуру.

У UPG наибольшие на рынке суточные продажи через один комплекс, собственная логистика нефтепродуктов через собственный терминал в Польше и небольшой штат главного офиса. Потенциально это лидер по налоговой нагрузке на литр. Но сейчас по факту имеет нули по НнП и НДС с «операционки» во втором квартале, хотя в первом было и то, и другое. Но UPG платит одни из самых высоких официальных зарплат, а значит, хорошие налоги с них. Результат — 0,9 грн/л.

Никак не может выбраться за рамки 1 грн с литра WOG (0,8 грн/л во втором квартале). Мощный трейдерский офис в Польше, неплохие объемы реализации, хорошие станции, сервис…

Среди известных объективных причин — большая банковская задолженность, которая в 2018 году, по данным СМИ, составляла более полумиллиарда долларов. Инсайдеры в компании говорят, что именно необходимость погашать долги съедает почти всю прибыль. Вместе с тем у WOG относительно низкие расходы на персонал, которые должны увеличивать прибыль. Даже в этих условиях WOG заплатил во втором квартале НнП больше, чем все вместе взятые игроки, за исключением ОККО и полтавской сети BVS.

KLO и БРСМ — оба по 0,7 грн/л — похожи не только налоговой нагрузкой и цветом, но и, как выяснилось, минимальными официальными окладами своих работников, которые в 2–5 раз ниже, чем у вышеупомянутых коллег по рынку. Очень слабые показатели по НнП и НДС, хотя суточная реализация горючего в 2–3 раза выше, чем у AMIC или Shell.

Но именно на БРСМ сосредоточено все внимание рынка, ведь в системе этого бизнеса продолжают работать мини-НПЗ. И если в 2021 году это было одно предприятие, то сейчас, по данным рыночных источников, их уже два. Продажи бензина сетью составляют расчетно 10 тыс. тонн в месяц, но во втором квартале компании группы БРСМ импортировали немногим более 12 тыс. тонн. Откуда взялось остальное — 18 тыс. тонн, вопрос. Как и то, каким образом сеть продает горючее на колонках фактически по себестоимости импорта с затратами? Справочно: до 1 июля акциз с НДС составлял 3,2 грн/л, а сейчас это 7,7 грн/л. Может, в этом секрет успеха, а не в заботе о водителях и их авто?

Другим объектом многолетнего удивления является сеть Avantage 7 — неизменный лидер «налоговых» рейтингов. С конца. Во втором квартале 2023-го этот оператор превзошел сам себя — за каждый проданный литр государство должно заплатить ему 42 копейки. В первом квартале «результат» составлял 44 коп./л… То есть на финише полугодия отдача от этого игрока — где-то около нуля.

Несмотря на более чем скромные финансовые показатели, больше напоминающие выживание, Avantage расширяет сеть, сейчас строит два «зеркальных» комплекса под Житомиром.

Имеем еще один социально ответственный бизнес: если бензин оптом сегодня стоит 48 грн/л, в этой сети его продают по 48,95 грн/л. В классической экономике это длинный минус, а вот Avantage хватает даже на инвестиции.

Завершим наш краткий обзор упоминанием о крупнейшей сети страны, которой остается «Приват». Как рынок, так и сами «приватовцы», видимо, впервые в истории получили возможность оценить его эффективность отдельно, а не вместе с «Укрнафтой» и «Укртатнафтой».

После национализации двух последних станции под брендами ANP, «Авиас», Sentosa долго стояли закрытые. Легкой жизни никто не обещал, и, судя по всему, ее и нет. Чаще всего у заброшенной сети без туалетов и магазинов ожидаемо самый низкий уровень продаж. На некоторых станциях даже на окраинах Киева машин можно не видеть неделями. Но похоже, что урок национализации как минимум частично усвоен: у сети 1,1 грн/л налоговой нагрузки, что ощутимо больше, чем у многих респектабельных коллег. Показали и прибыль, и НДС.

***

Если посмотреть на остальных фигурантов рейтинга, то результаты там невыдающиеся. Оно и понятно: небольшие сети вынуждены ориентироваться на минимальные ценники больших бодяжников и схематозников, поскольку в ином случае надо выходить из бизнеса.

Следовательно, главной проблемой рынка является сохранение «довоенных» схем по неуплате акцизов и НДС. К сожалению, уже есть все основания утверждать, что с возвратом полной ставки налогов все больше игроков будут вынуждены в том или ином виде иметь «черную кассу», поскольку другого выхода просто не будет.

Сейчас главная проблема — мини-НПЗ, которые своим безакцизным производством искажают конкуренцию и заставляют других искать пути повышения своей конкурентоспособности, а такой способ один — налоговая «оптимизация».

Главная роль здесь сохраняется за налоговой службой. Приведенные данные свидетельствуют, что налоговики все видят и имеют возможность реагировать. По существующей информации, пока эти знания чаще всего сводятся к адресному влиянию с доведением плана выплаты того или иного налога (в основном речь идет о НДС). Но надо также анализировать и фактические рыночные параметры, как тот же спред между оптом и розницей, чтобы адекватно оценивать маржу, а значит, налог на прибыль.

Очевидно, это должен быть индикатив, на который мог бы ориентироваться и рынок. Ведь не могут у «пистолетчиков» в разных сетях вдвое отличаться зарплаты.

 

Если не учитывать «схематоз», то все на этом рынке должны покупать и продавать горючее по одной цене, как во всем мире. Следовательно, все должны платить приблизительно одинаковый объем налогов с каждого литра.

По расчетам, если взять в качестве индикатива 2 грн/л, дополнительные поступления в бюджет должны были бы увеличиться на 7 млрд грн в год. С повышением НДС втрое эта сумма также существенно вырастет. И для бюджета воюющей Украины эти деньги абсолютно не лишние.

Источник материала
Упоминаемые персоны
loader
loader