Израиль обещает навсегда изменить сектор Газа, прекратил подачу туда продовольствия, воды, топлива и электричества.
ХАМАС угрожает убить захваченных израильских и иностранных заложников, если Израиль продолжит свою операцию.
Израильская армия (ЦАХАЛ) развернула на границе с сектором Газа пехотные и бронетанковые части численностью в несколько сотен тысяч человек, включая резервистов.
Но похоже, не спешит форсировать события.
Сложная задача.
С 2005 года, когда с территории Газы были выведены израильские войска и эвакуированы еврейские поселения, ЦАХАЛ провёл там как минимум восемь военных операций.
Все они были ограничены как по времени, так и по масштабу, и имели цель принуждения к миру в ответ на ракетные обстрелы и попытки нападения на израильскую территорию.
Пусть ненадолго, но проблему они решали.
Нынешняя ситуация отличается кардинально.
Столько людей одномоментно Израиль не терял со времён арабо-израильских войн, соответственно и ответ должен быть беспрецедентным — Израиль планирует полностью устранить группировку ХАМАС, в первую очередь её военное крыло.
Местность вокруг сектора Газа открытая, и даже самые примитивные средства аэроразведкиспособны засечь сосредоточение войск и техники.
Следовательно, на фактор внезапности при планировании наземной операции рассчитывать не приходится.
Классический рисунок современных атакующих действий выглядит так: артиллерия открывает огонь по передовым позициям противника и ведёт его до тех пор, пока бронетехника и укрывающаяся за ней пехота не приблизятся к первым траншеям на расстояние 200-300 метров, после чего огонь переносится вглубь вражеской территории.
В условиях городских боёв высокую эффективность проявляют относительно небольшие легковооружённые мобильные группы — как со стороны наступающих, так и обороняющихся.
Обороняющиеся лучше знают местность, имеют схроны боеприпасов, могут рассчитывать на помощь местного населения, а при необходимости и прикрываться им.
Наступающая сторона вынуждена больше полагаться на поддержку боевой техники, которая в боях на узких городских улицах становится уязвимой.
Особую проблему для ЦАХАЛ представляют тоннели.
Благодаря стараниям палестинских инженеров они уже не такие примитивные, какими были раньше.
Под сектором Газа существует целый подземный город — сложная система коридоров может соединять казарму со складом боеприпасов и иметь сотни выходов на поверхность.
Например, через кладовку одинокой бабушки.
Именно там, под землёй, боевики могут удерживать заложников, что делает задачу по их освобождению крайне сложной.
Крупная битва.
По своим масштабам предстоящая операция в Газе может быть сопоставима с битвой 2015–2016 годов за Мосул — иракский город, захваченный боевиками Исламского государства.
Бои за двухмиллионный город продолжались девять месяцев, погибли тысячи (по другим сведениям — десятки тысяч) человек, более миллиона стали беженцами.
С чисто военной точки зрения наземная операция может привести к краткосрочному успеху и уничтожению большинства командиров ХАМАС.
Но в отсутствие прочного мирного соглашения ХАМАС, скорее всего, возродится, его ряды пополнит новое поколение разгневанных, радикально настроенных молодых боевиков.