После парламентских выборов Польшу ожидают серьезные изменения. Так, оппозиционные политсилы способны создать коалицию, несмотря на то, что правящая партия "Право и справедливость" набрала больше всего голосов. О непростой политической ситуации в Польше "Апострофу" рассказал Витольд Юраш, международный обозреватель Onet.pl, бывший временный поверенный по делам Польши в Беларуси.
Правящая партия "Право и справедливость" хоть и вроде бы выиграла выборы, но у власти не остается. Она имеет около 200 мест в Сейме, а чтобы сформировать правительство, нужно иметь 231 – у нас 460 депутатов в нижней палате. А у "Конфедерации" будет около 10 депутатов. То есть, они никак не сформируют правительство. Всё, они проиграли.
Вариант того, что ПиС попытается создать коалицию, скажем, с "Третьим путем", невозможен. Даже не из-за исключительно идеологических разногласий. Дело в том, что ПиС в последнее время становилась все менее демократической партией, вела себя так, словно в Польше авторитаризм. Хотели создать режим как у Орбана. И теперь никто не хочет с ними иметь дела, даже крайние правые об этом заявляли. Если коротко, ПиС потерял власть.
Анджей Дуда за все время не стал и не хочет стать "президентом всех". Так что мы увидим противостояние между ним и правительством, которое сформирует нынешняя оппозиция. Возможно, он попросит ПиС, чтобы они сформировали правительство и только если это не удастся – а им не удастся, – согласно Конституции, парламент сам будет голосовать за министров.
Противоречия между оппозиционными партиями – левыми и центристами – не слишком велики, так что сформированная ими коалиция имеет шансы стать стабильной. Согласно экзитполлам, она будет иметь 255-260 мест в парламенте. Кроме того, есть ощущение угрозы со стороны правых и крайних правых – и это будет способствовать единодушию.
С точки зрения внешней политики никаких принципиальных изменений не будет. Поддержка Украины останется на существующем уровне.
Ну и плюс ко всему, мы сейчас пытаемся понять, что реально, а что нет в военных целях Украины и за что будет бороться Киев. Я хотел бы, чтобы моя страна была самой проукраинской. Но мы не можем быть более проукраинскими, чем сама Украина.
Будет ли коалиция Дональда Туска делать больше для интеграции Украины в ЕС? Отвечу так: польским национальным интересом была и есть Украина не под контролем России. Точка.
Но на самом деле я предполагаю, что политикам будет договориться труднее, чем людям. Многие украинцы и поляки друг друга не знали до недавнего прошлого. А сейчас я украинцев встречаю на каждом шагу, они фактически мои соседи. Меня как-то немецкие журналисты спрашивали – где в Польше лагеря для беженцев. Я говорю – да нет таких. Люди приняли украинцев к себе в семью.
Ну и есть еще один человек, очень помогающий примирению поляков и украинцев – его зовут Владимир Владимирович Путин.
По итогам состоявшихся выборов, я думаю, мы будем чаще улыбаться нашим союзникам, которых мы при власти ПиС в основном принимали холодно. Мы будем ближе к нашим европейским союзникам, но по отношению к политике безопасности мы по-прежнему будем яркими сторонниками Соединенных Штатов.