Налоговые поступления от игорного бизнеса Украины за третий квартал 2023 достигли 3,67 млрд грн. У сектора есть все шансы стать важной составляющей экономики, если государство не задавит его новыми налогами, а применит стратегический кроссекторальный подход к развитию игорного бизнеса.
Легальные игры существуют в Украине с 2020 года, но такое ощущение, что мы никак не можем привыкнуть к этому после 10 лет подпольных "компьютерных клубов", и не воспринимаем отрасль серьезно. Хотя это такая же самодостаточная и интересная область как ритейл, туризм, парки развлечений, спорт и т.п.
Игорный бизнес действительно существует в большинстве цивилизованных стран мира и почти везде условия его функционирования разные. Это касается всего – от фискальной нагрузки и права собственности до технических стандартов и требований по идентификации игроков.
Поскольку Украина заново открывала рынок с большим опозданием по сравнению с другими странами, у нее была уникальная возможность изучить все модели и выбрать лучшую. Но я очень сомневаюсь, что кто-то реально знакомился с опытом Бельгии или Австралии, Аргентины или Сингапура.
Максимум, упоминавшийся в печати, это традиционный набор: Лас-Вегас, Монако, Макао и, как пример либерализма, Батуми. А почему, скажем, не Лондон, являющийся одним из мощных игровых центров не только в Европе, но и в мире, с самыми солидными и величественными казино и придирчивой заботой о комплексном комфорте игроков?
Законодатели и эксперты же постоянные путались в цифрах, когда подсчитывали, сколько индустрия зарабатывает и сколько платит в бюджеты разных стран. Из этой путаницы возник спор, который за три года так и не разрешили: налоговая нагрузка для игорного бизнеса Украины должна быть большой или разумно оптимальной? Ответы на этот вопрос давались разные, но почему-то чаще всего исходя из того, сколько платят в США или Грузии, а не из условий именно нашей экономической реальности. Мы не Америка с их 18% мирового ВВП (по паритету покупательной способности), и не маленькая Грузия с населением 3,7 млн человек.
Для справки. По данным американской игровой ассоциации (AGA), азартные игры в 2022 году принесли в экономику страны 328,6 млрд долларов. Из них только 52,7 млрд – прямые налоговые отчисления в федеральный бюджет, бюджеты штатов и местные органы власти. Другое – это вклад через развитие целой кучи отраслей, имеющих развитие благодаря игорному бизнесу. Кстати, сам игровой сектор США обеспечивает занятость 1,8 миллиона человек.
В Грузии в прошлом году обращение игорного бизнеса увеличилось до около $20 млрд долл., налогов и лицензионных платежей было заплачено на 274,7 млн долл. В отрасли есть около 11 тыс. рабочих мест. Кстати, именно грузинский опыт может быть нам особенно интересен. Ведь Грузия раньше Украины подверглась агрессии России в 2008 году. На тот момент страна находилась на экваторе либеральных экономических реформ Михаила Саакашвили, начатых после "революции роз", где одной из составляющих было превращение Батуми из курорта советского образца в город фантастических впечатлений.
Одной из визитных карт Батуми стали казино, которые, как магнит, привлекали туристов из соседних стран, где азартные игры были запрещены, прежде всего Турции и Израиля, да и из других тоже. Конечно, Батуми не дотянулся до уровня Лас-Вегаса, но стал региональным центром джанкет-туров. Этот термин означает, что казино в кооперации с туристическими операторами формируют пакетные предложения, своего рода all inclusive для игроков, когда при расходе определенной суммы на игру, гостиница и трансфер входят в стоимость путевки. Это в свою очередь способствовало популяризации отдыха в Батуми и стимулировало известные компании вносить свой вклад в этот процесс. Неудивительно, что самый красивый в мире МакДональдс построен именно здесь.
Возможно, через несколько лет, в условиях разумной государственной политики, в Украине тоже появится центр джанкет-туров. К примеру, в Одессе или Карпатах. Но для этого нужно время и репутация. Не следует забывать, что казино Лас Вегас работает с 1931 года. В Грузии же азартные игры легализованы почти 25 лет назад. Мы ведь еще совсем недавно были в серой зоне, где игроки не имели никаких гарантий, что данные их банковских карт не своруют мошенники. Для того, чтобы поверить и убедиться в безопасности легальной игры в Украине им потребовалось время.
Поэтому в первый год официального открытия игорного рынка было бессмысленно делать выводы по объему налогов. Единственный информативно верный ориентир – это сумма средств, уплаченных за лицензии. За 2021 год Комиссия по регулированию азартных игр и лотерей (КРАИЛ) выдала лицензии на сумму свыше 7,4 млрд грн. Это хороший показатель, который, по словам чиновников, свидетельствовал о том, что в игровой сектор вошли даже больше участников бизнеса, чем ожидалось.
После лицензирования начался переходный этап - отработка бюрократических процедур, нормативов, способов контроля за техническим аспектом игры, возрождение доверия между легальными операторами и игроками, подготовка к открытию "наземных" игорных заведений и т.д. Все шло хорошо до 24 февраля 2022 года. Полномасштабное вторжение, ужасы войны, экономический спад, зачистка рынка от компаний с российскими корнями явилось фактором жесткой дестабилизации.
Рынок на время замер. И только сейчас постепенно возвращается к нормальным темпам. Что и отразилось на налоговых поступлениях за третий квартал. Возможно, они были бы и больше, если бы государство действенно позаботилось о ликвидации теневого сектора азарта. За 10 лет он, как говорится, "набил себе постоянную клиентуру", часть средств продолжает находиться в тени и даже в крепости, а всю налоговую нагрузку вытягивают на себе легальные операторы.
Полный фискальный набор содержит налог на прибыль предприятий 18%, такой же – на валовой доход от организации азартных игр, НДФЛ, военный сбор, ЕСВ. Игроки в легальном секторе тоже платят 18% НДФЛ и 1,5% военный сбор по выигрышу (это, кстати, одна из причин, почему некоторые из них хотят играть в тени). Специальные платежи есть для игровых автоматов, букмекерских контор, игровых столов и т.д.
В принципе, законодательством все охвачено, все перечислено, никто не остался без обязательств перед бюджетом. Кроме "теневого" игорного бизнеса, конечно. И на первый взгляд все выглядит таким образом, что мы почти определились с тем, как облагать налогом игорный бизнес, получили от него за июль, август и сентябрь (месяцы, когда люди больше всего отдыхают) значительные поступления, и можно сказать нащупали свою собственную украинскую модель функционирования рынке азарта ("модель" в примитивном понимании, но об этом несколько ниже).
Ни-нет! Судя по заявлениям депутатов, вопрос резать курицу или есть яйца все еще не снят с повестки дня. Раздаются призывы заставить операторов заплатить задним числом еще 7 млрд грн налогов.
Предлагают обложить не только выигрыши, но и ставки игроков налогом в 18%. И, похоже, это не все инициативы. Обобщенно подход выглядит так – и курицу резать, и яйца есть.
Но до полноценного становления крепкого национального рынка азарта нам еще идти и уходить. И на каждом шагу нужны существенные затраты, которые в свою очередь создают в экономике кумулятивный эффект привлечения инвестиций.
Онлайн дает развитие ИТ, маркетингу и финансовым услугам. "Наземному" игорному бизнесу, для того чтобы быть на уровне хотя бы средних мировых стандартов, нужно вкладываться в строительство, ремонты, дизайн интерьеров, создание фирменной одежды, качественную подготовку персонала, участвовать в развитии курортной и транспортной инфраструктуры.
Такая система создает вокруг успешных субъектов игорного бизнеса немало кругов смежников, которые в свою очередь тоже будут рентабельными, будут платить налоги и обустраивать новые рабочие места. Что необходимо после войны, когда программы защиты украинских беженцев в Европе будут постепенно сворачиваться и люди массово поедут домой.
Есть ли на политическом и законодательном уровне понимание этой последовательности? А также того, что только сильный игорный рынок потенциально будет ощутимым донором бюджета, а ослабленный не сможет конкурировать с нелегалами и, соответственно, государство в перспективе потеряет больше, чем кратковременно получит за счет повышения налогового давления. Люди все равно будут играть, но только качественный, красивый и безопасный гемблинг сможет привлечь их настолько, чтобы они согласились платить налоги.
И главное. У нас давно процветает ложный подход со стороны ответственных за экономику – я свою "гусыню общипал", личный KPI выполнил, попиарился на этом, а какой общий в масштабах экономики и долгосрочный эффект (а не узкоспециализированный и кратковременный), меня не смущает. Почему бы не начать внедрять комплексный перспективный подход, с учетом эффекта для разных связанных между собой отраслей, игорного бизнеса…