Рискованная ставка Украины на собственный коридор в Черном море окупается – Bloomberg
Украина достигла стабильного потока судов, перевозящих зерно и металл из портов Большой Одессы по временным коридорам, объявленным ВМС ВСУ – несмотря на российские угрозы.
Более 30 судов зашли в порты с середины сентября, свидетельствуют данные отслеживания судов, собранные агентством Bloomberg, а их грузы включают около 1 миллиона тонн зерна.
Это свидетельствует о том, что рискованная ставка Киева более чем символическая, и он восстанавливает определенный контроль над торговлей в своих черноморских портах, отмечает агентство.
Сначала судовладельцы остерегались работать на этом маршруте, поскольку Россия угрожала рассматривать любые суда, следующие в Украину, как потенциально перевозящие оружие. Хотя количество судов растет, риски, связанные с этим, остаются неизменными.
«Это все еще опасно и очень рискованно. Этот новый альтернативный коридор увеличит украинский экспорт, но насколько он будет важен, увидим», – считает генеральный директор «Украгроконсалт» Сергей Феофилов.
Согласно расчетам Bloomberg, сделанным на основе данных Marine Traffic, 32 судна, которые заходили в украинские порты в течение месяца с 16 сентября, имели общую грузоподъемность около 1,4 миллиона тонн. Это примерно столько же, сколько было перевезено через поддерживаемый ООН и Турцией «зерновой коридор» в первый месяц его работы, но это все равно лишь треть объемов, прошедших по этому маршруту, когда он работал наиболее эффективно.
Корабли теперь осторожно подходят к побережью стран-членов НАТО Болгарии и Румынии, чтобы уменьшить риски. Некоторые суда, пользующиеся новым маршрутом, отключают свои сигналы местонахождения, когда достигают черноморских портов, свидетельствуют данные отслеживания судов.
По меньшей мере, девять из судов, заходивших в украинские черноморские порты, были судами типа PanaMax – одними из крупнейших судов, перевозящих зерно по всему миру, что свидетельствует о том, что некоторые судовладельцы готовы рисковать, отправляя в Украину более крупные и более ценные суда, несмотря на потенциальную опасность.
Кроме зерна, суда также перевозили такие товары как металл. При этом коридор ООН разрешал перевозить только зерно, продукты питания и удобрения.
Напомним, что Россия вышла из зерновой сделки 17 июля, после чего начала атаковать украинскую портовую инфраструктуру.
Ситуация с безопасностью на море значительно улучшилась после того, как украинские морские дроны «ввели санкции» против российского черноморского флота. По временному коридору, контролируемым украинскими ВМС, первое судно вышло 16 августа – контейнеровоз JOSEPH SCHULTE. За первый месяц работы коридора им воспользовались всего пять судов, но затем их поток увеличился.
В конце сентября в ООН выразили недовольство работой украинского коридора и продолжили настаивать на необходимости заключения нового соглашения с Россией.