Официальные переговоры между Украиной и рф прекратились еще в марте 2022 года
Несмотря на продолжение кровопролитных боев, Украина и рф продолжают вести переговоры. Они касаются некоторых гуманитарных вопросов.
Как пишет The Washington Post, стороны ведут переговоры по обмену военнопленными и телами погибших солдат, проходу судов из портов Черного моря Украины, а также возвращению украинских детей из россии. По данным издания, в некоторых случаях москва и Киев используют посредников, в частности Турцию, Катар, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовскую Аравию, Ватикан и Международный комитет Красного Креста.
В то же время, WP отмечает, что большая часть военного обмена осуществляется непосредственно отдельными представителями, в том числе во время жестких и неприятных личных встреч на украинско-российской границе и в Стамбуле, а также телефонных звонков. При этом ни одна из сторон не желает афишировать существование этих каналов связи.
"Это очень, очень эмоционально сложно. Они – враги, но если говорить о переговорном процессе, то этот конфликт интересов нужно преодолеть. Мы понимаем, что бы не произошло, какие бы у нас сейчас ни были отношения, мы как украинцы заинтересованы в возвращении наших защитников и если мы отвергаем все каналы связи, мы этого сделать не сможем", — заявил сотрудник украинской военной разведки Дмитрий Усов, возглавляющий координационный центр, наблюдающий за переговорами об обмене пленными.
Издание отмечает, что вовлечение в переговоры посредников рассматривается как запасной вариант. "Если мы сможем сами, то мы это решим", – сказал советник президента Украины Михаил Подоляк.
WP напоминает, что в марте 2022 года серия официальных мирных переговоров между Украиной и РФ провалилась. Но после это стороны начали контакты по взаимному обмену военнопленными.
С российской стороны переговоры об обмене военнопленными ведет координационный центр при минобороны рф, в состав которого также входит ФСБ. Отдельные российские политики и боевые формирования, например группа наемников Вагнера и Ахмат, контролируемые лидером Чечни рамзаном кадыровым, также лоббировали освобождение конкретных заключенных, сказал Усов.
Женевские конвенции предусматривают обмен военнопленными по окончании боевых действий. Но Усов сказал, что Украина стремится вернуть своих пленных военных как можно быстрее, поскольку их подвергают систематическим пыткам, задокументированным ООН. При этом ни одна из сторон не разглашает, сколько солдат попало в плен.
Обмен военнопленными, а также обмены телами погибших солдат проходят преимущественно на северо-востоке Украины в Сумской области, единственном участке украинско-российской границы, куда российские войска не пытаются активно продвигаться. Тем не менее обстрелы происходят каждый день, и обычно во время любых переговоров объявляется прекращение огня.
Как сообщил украинский чиновник Олег Котенко, который до сентября контролировал перевозки и поиски пропавших без вести, примерно дважды в месяц фургоны-рефрижераторы, наполненные телами, везут к границе российские и украинские работники экстренных служб, которые выгружают и перегружают мертвых.
По его словам, эксперты Международного комитета Красного Креста проверяют документацию, а за этим наблюдают сотрудники российских и украинских спецслужб. "Время, место и количество тел согласовывается с российской стороной", — сказал Котенко, подчеркнув, что линия связи была инициирована МККК летом 2022 года.
Еще одним посредником является Ватикан. Украина через Католическую Церковь лоббирует возвращение всех некомбатантов, включая поваров, медиков и других не воюющих военных. Согласно Женевским конвенциям, некомбатантов нельзя брать в плен.
Также сообщается, что с марта группы детей начали возвращаться из России в Украину на полурегулярной основе. Их высадили на крайнем западном участке украинско-белорусской границы, они пересекли его пешком, а в Украине их встретила неправительственная организация "Спасем Украину".
Напомним, после вмешательства Катара в качестве посредника Украине удалось уволить четырех депортированных украинских детей в возрасте от 2 до 17 лет и вернуть их в семьи. После того, как Россию удалось убедить отдать детей, они прошли через посольство Катара в Москве и поехали домой по разным маршрутам.