За последний год тарифы на грузовые железнодорожные перевозки выросли более чем вдвое, однако "Укрзалізниця" продолжает отчитываться об убытках и планирует очередное повышение тарифа. В то же время, понять природу ущерба невозможно, ведь свои финансовые результаты компания засекретила. Это вызывает у бизнеса серьезные сомнения в том, что руководство УЗ эффективно распределяет финансы.
Об этом говорится в колонке генерального директора Федерации работодателей транспорта Украины Владимира Гусака.
"Никто не собирается преуменьшать вклад "Укрзалізниці" в противостояние преступному военному вторжению России в Украине. Но помним и "блицкриг" по повышению тарифов 1 июля 2022 года, когда без обсуждения за один день тарифы на железнодорожные грузовые перевозки увеличили на 70%! Это при том, что они повышались с 1 января 2022 года, поэтому в целом за 2022 год тарифы выросли более чем в 2 раза", - подчеркнул Гусак.
Он подчеркнул, что постоянные повышения железнодорожных тарифов ни в коей мере не учитывают общее положение дел в экономике Украины и критическую ситуацию у основных потребителей железнодорожных услуг.
"Это несет большую угрозу самой "Укрзалізниці", которая в погоне за краткосрочной выгодой подрубает сук, на котором сидит, разрушая свою грузовую базу. После каждого повышения часть предприятий просто закроется, и не сможет возобновить свою работу. Это – необратимые потери и для Украины, и для "Укрзалізниці". Чтобы предотвратить это, нужна прозрачность и совместные усилия украинского правительства, бизнеса и общественности для повышения эффективности "Укрзалізниці" - подчеркнул эксперт.
По его словам, оценить эффективность капитальных инвестиций "Укрзалізниці" в 2022-2023 годах невозможно. Это при том, что в 2023 году "Укрзалізниця" может установить свой рекорд по инвестициям – почти 30 млрд. грн., а в 2024 году планирует побить этот рекорд – предварительно 42 млрд. грн., из которых 12 млрд. грн. – за счет государственного бюджета.
"Но куда и на что идут эти средства? Никаких отчетов нет. Постоянные повышения железнодорожных тарифов изымают из обескровленного украинского бизнеса огромные средства, по меньшей мере, 50 млрд грн. за 2022-2023 годы. Однако эффективность использования этих денег вызывает большие сомнения. А опровергнуть сомнения невозможно - подробные данные о направлениях и объемах своих расходов "Укрзалізниця" просто засекретила", - подчеркнул Гусак.
Он отметил необходимость прозрачного и открытого обсуждения результатов деятельности Укрзализныци за 2023 год и финансового плана компании на 2024 год.
"Понимаем, что данные по военной деятельности оставались засекреченными. Но подробные данные по инвестициям, пассажирским и грузовым перевозкам, и вообще хозяйственной деятельности, необходимо обнародовать и обсудить с участниками рынка. Для того, чтобы деньги инвестировались туда, куда нужно для безопасности и экономики страны", - резюмировал Гусак.