Польские перевозчики заявили о намерении перекрыть все пункты пропуска с Украиной, если не будут выполнены их требования. После первых переговоров они согласились провести сначала предупредительный митинг, однако в худшем варианте готовы заблокировать границы до конца года.
В таком случае Украина ждет замедления экспорта, проблемы с доставкой техники и оборудования, потери для бизнеса. Перевозчики потребовали ухудшить условия для украинских коллег. Мол, украинцев стоит лишить возможности открывать компании в Польше, если они зарабатывают в Украине, также необходимо вернуть разрешения (тогда не каждый перевозчик сможет проехать польскую границу).
Главная цель польского бизнеса – не допустить конкуренции со стороны украинцев. О том, к чему может привести блокирование границ и почему возникла подобная ситуация, читайте в материале OBOZ.UA.
К чему может привести закрытие границ
Оценить ущерб от возможной блокировки пунктов пропуска с Польшей сложно, поскольку актуальную статистику не публикуют, рассказывает старший научный сотрудник Института экономических исследований и политических консультаций Ирина Коссе. Данные по экспорту товаров публикуются только для агропромышленного комплекса. И за сентябрь автомобильным транспортом было экспортировано только 7% продукции АПК. В то же время, для некоторых групп товаров потеря автомобильного экспорта будет крайне ощутима. К примеру, для пшеницы.
"60% экспорта идет через Румынию. И поэтому экспорт не остановится. Надо учитывать, что морской путь не работает так, как работал раньше. Есть проблемы с обстрелами, страхованием судов. Если еще и пункты пропуска закроются, возрастет нагрузка на железную дорогу - там уже очереди. Я прогнозирую, что 1-1,5 мес., если будут перекрыть пункты пропуска, будет проблемная ситуация", – объясняет Коссе.
В то же время в правительстве уже сообщили, что будут пытаться договориться с польскими перевозчиками и не допустить такой ситуации. Поэтому сценарий полной блокировки пунктов пропуска пока слишком пессимистичен. Поляки пока говорят только о сигнальной, предупредительной забастовке. А если их требования не выполнят, то тогда границы перекроют.
Автомобильные перевозки занимают третье место после морских и железнодорожных по объемам и первое – по стоимости. Это самый дорогой способ перевезти товар. От авто зависит транспортировка техники, оборудования. Эти отрасли мгновенно ощутят последствия перекрытия границ.
"Если вдруг закроются польские пункты пропуска, для аграрной сферы это будет проблемной, но не критичной ситуацией", – говорят в Институте экономических исследований и политических консультаций. Проблема значительно усугубляется действиями России. Агрессор не только сорвал зерновую сделку и оставил Украину возможности безопасно вывозить Агро продукцию из страны, но и угрожает атаковать все гражданские корабли, которые вывозят товары альтернативными путями (сразу заходят в территориальные воды Румынии во избежание обстрелов со стороны РФ).
Поляки защищают собственные интересы, ситуация будет только ухудшаться
Для Польши и перевозки является одной из важнейших отраслей. Именно польские компании считаются основными игроками на европейском рынке, занимая 26% всех перевозок по Европе. Поэтому для них создавать возможность конкурировать Украине – не выгодно.
И как только польским перевозчикам кажется, что украинские коллеги получают преимущества, они сразу устраивают забастовки, митинги и акции.
"Я прогнозирую, что когда начнется процесс переговоров по вступлению в ЕС, когда будут открыты переговоры по транспорту, споры даже обострятся. Это будет отстаивание собственной позиции со стороны Польши и соседних стран. Они хотят закрепить свои условия", – говорит Коссе.
Как и польские фермеры, польские перевозчики не готовы отдавать часть своего рынка украинским коллегам. Одно дело поддерживать Украину в ее сопротивлении кафиру и агрессору, создающему риски для безопасности Польши, а совсем другое – молча наблюдать, как твое место на рынке занимает украинский бизнес.
Даже членство в ЕС не оградит Украину от попытки соседних стран создать для себя более привлекательные условия. И это обычная ситуация. Даже те страны, которые уже давно являются членами ЕС, до сих пор время от времени вступают в активные споры, а представители отраслей прибегают к забастовкам и блокировкам.
В этот раз поляки требуют вернуть украинским перевозчикам разрешения. Такие разрешения отменили до июня следующего года в качестве поддержки после блокирования Россией морских портов и срыва зернового соглашения. Кроме того, польские перевозчики хотят отдельную очередь для авто на номерах ЕС, получить доступ к системе "Путь", запретить регистрировать в Польше компании, если она работает не на территории ЕС (тогда украинские перевозчики не смогут открывать польские фирмы).