Уступит ли Украина давлению польских перевозчиков?
Уступит ли Украина давлению польских перевозчиков?

Уступит ли Украина давлению польских перевозчиков?

Уступит ли Украина давлению польских перевозчиков?

В отношениях Киева и Варшавы — новая старая проблема.

С понедельника польские дальнобойщики блокируюттри пограничных перехода с Украиной: «Корчова—Краковец», «Гребенне—Рава-Руська», «Дорогуск—Ягодин», пропуская лишь по одной фуре в час. Исключение делается для транспорта, перевозящего военный груз и гуманитарную помощь, топливо, животных и скоропортящиеся продукты, а также для легковых машин, пассажирских автобусов и экипажей спасателей. Со стороны поляков, отмечает в беседе с ZN.UA эксперт по интегрированному управлению границами Ирина Сушко, подобные действия являются защитой своего внутреннего рынка автоперевозок.

Getty Images

«Поскольку в Польше находится приблизительно половина всех автоперевозчиков ЕС, поляки чувствуют угрозу своему положению в Европе со стороны украинских коллег и хотят немного ограничить доступ украинским водителям на европейский рынок. Поляков также не может устраивать то, что они по две недели стоят пустыми на границе. Среди требований есть очень радикальные. Но они выдвинуты в надежде получить хоть что-то», — в свою очередь полагает в комментарии ZN.UA эксперт Киевской школы экономики Надежда Коваль.

Итак, протестующие требуют, во-первых, вернуть для украинцев квоты на международные транспортные автомобильные перевозки, отмененные летом 2022 года в результате «транспортного безвиза» между Украиной и Евросоюзом.

Во-вторых, запретить регистрацию в Польше транспортных компаний с капиталом не из Евросоюза, а также изъять выданные ранее транспортные лицензии.

В-третьих, в рамках электронной очереди выделить отдельные полосы для транспортных средств ЕС и пустого транспорта, а также восстановить опции в «еЧерзі», позволяющие изменять регистрационный номер транспортного средства (прицепа).

В-четвертых, получить доступ к работающей с весны прошлого года украинской системе «Шлях» (которой пользуются только украинские автоперевозчики), чтобы вносить в нее работающих украинских водителей.

В-пятых, применить к украинским перевозчикам экологическую норму EURO4, применяемую в Украине к их польским коллегам.

Поскольку Польша — основное окно Украины в Европу, для нашей страны ограниченная блокада приграничных пунктов пропуска означает серьезные осложнения при транзите украинских товаров на европейский и мировой рынок, нарушение работы «Дорог солидарности» — коридора для экспорта украинской сельскохозяйственной продукции, созданного Еврокомиссией. Для Украины, находящейся в условиях морской блокады со стороны России, подобная ситуация неприемлема.

Ограниченная блокада — это добавление в украино-польские отношения нового раздражителя к уже имеющимся разногласиям Киева и Варшавы в вопросах политики исторической памяти и запрета Польши на импорт украинского зерна на польский рынок. Напомним, что давняя проблема наших двусторонних отношений — квоты, выдаваемые польской стороной украинским автоперевозчикам, была решена летом 2022 года, когда было подписано соглашение о «транспортном безвизе». (Сейчас оно пролонгировано до июля 2024 года.)

В общем, понятно возмущение Киева, обращавшегося к Варшаве с просьбой не допустить блокады и рассматривавшего требования протестующих как невыполнимые. Украинская власть задействовала и инструменты Евросоюза: представитель Еврокомиссии заявил, что действия польских автоперевозчиков будут противоречить соглашению между Украиной и ЕС о либерализации транспортных перевозок. Однако дипломатические усилия не принесли результата.

При этом, хотя протестующие получили разрешение на проведение акции до 3 января, ни правительство Польши, ни власти Люблинского и Подкарпатского воеводств, ни политические партии (за исключением праворадикальной «Конфедерации») не поддерживают блокаду. «Протестующие выглядят одиноко», — констатирует Ирина Сушко. И этим ситуация резко отличается от реакции правительства Матеуша Моравецкого на действия фермеров, блокировавших границу нынешней весной: в преддверии парламентских выборов власть поддержала требования протестующих.

Getty Images

Причина нынешней позиции польской власти заключается не только в том, что выборы уже прошли, но и в том, что блокада противоречит позиции Варшавы содействовать работе «Дорог солидарности» для транзита украинских товаров, подрывает имидж Польши в Европе как надежного партнера, в том числе и в вопросе восстановления Украины. Кроме того, представители бизнеса недовольны тем, что польские автоперевозчики делают их заложниками своих интересов. Ведь через границу перевозят много разной продукции в рамках выполнения всевозможных контрактов.

Кроме того, правительству сейчас не до ситуации на украино-польской границе: польские партии поглощены коалициадой. И правоцентристская «Право и справедливость» Ярослава Качиньского, и оппозиционная либеральная «Гражданская коалиция» Дональда Туска пытаются создать свой альянс. Вечером в понедельник президент Польши Анджей Дуда поручил действующему премьеру Моравецкому формировать правительство, поскольку ПиС заняло первое место на парламентских выборах.

ПиС пытается создать парламентский альянс, как переманив депутатов из других партий, так и убедив коалиции «Третий путь» и «Левые» создать союз с ним. «Право и справедливость» ради того, чтобы остаться у власти, даже готова пожертвовать своим потенциальным партнерам должность премьера. В свою очередь ГК уже формирует правительство, пытаясь найти компромисс с левыми. «Хотя Моравецкий и ведет переговоры по созданию правительства, скорее всего, новый кабинет возглавит Туск», — прогнозирует Надежда Коваль.

«Перевозчики не столь влиятельны, как фермеры. Поэтому, скорее всего, украинская власть и Еврокомиссия смогут урегулировать этот конфликт», — полагает Ирина Сушко. Вполне возможно, что если бы Киев пошел на какие-то уступки протестующим (например, в вопросе отдельной полосы для пустых фур в «еЧерзі»), то ситуация нормализировалась бы быстрее. Но, по информации ZN.UA, в Мининфраструктуры Украины и слышать об этом не хотят, поскольку считают требования польских автоперевозчиков дискриминационными по отношению к другим перевозчикам, в частности турецким.

Велика вероятность, что протест польских автоперевозчиков будет проходить волнообразно, когда активная блокада будет чередоваться с нормальной, беспрепятственной работой пунктов пропусков. Но, как отмечает Ирина Сушко, «мы должны быть готовыми к тому, что чем ближе Украина подойдет к открытию переговоров по вступлению в ЕС, тем чаще будут происходить вещи наподобие блокады границы польскими фермерами или автоперевозчиками».

Но граница не должна быть инструментом давления и манипуляций. Особенно в условиях войны. И Киеву необходимо продемонстрировать, что бизнес не должен прибегать к такому рычагу, поскольку для защиты своих интересов существуют и другие средства.

Источник материала
loader
loader