Забастовка польских перевозчиков: в чем суть нового скандала
Забастовка польских перевозчиков: в чем суть нового скандала

Забастовка польских перевозчиков: в чем суть нового скандала

Чего требуют перевозчики.

С 6 ноября польские перевозчики начали забастовку на украинской границе и угрожают перекрыть все пункты пропуска с Украиной.

Как сообщают в Международной транспортной ассоциации Украины, акция планируется сроком на два месяца.

Причиной своих забастовок поляки называют чрезмерную конкуренцию после либерализации международных перевозок между Украиной и ЕС.

В то же время, в Еврокомиссии подчеркивают, что "транспортный безвиз" будет действовать до июля 2024 года, несмотря на угрозы со стороны польских перевозчиков.

Польские перевозчики требуют:.

• вернуть украинским перевозчикам разрешения;.

• усилить для иностранных перевозчиков правила перевозок по ЕКМТ;.

• невозможность регистрации компаний в Польше, если финансы компании находятся не на территории ЕС;.

• отдельную очередь в е-очереди для авто на номерах ЕС;.

• отдельную очередь на всех границах для пустых фур;.

• получить доступ к системе Шлях.

Организаторы протеста заявили, что будут блокировать проезд только для грузовых автомобилей, а гуманитарные конвои и военную помощь будут пропускать.

"Мы хотим возобновить коммерческие разрешения для украинских компаний, поскольку рост их перевозок в Польшу увеличился в 7,5 раза.

Мы хотим, чтобы коммерческие разрешения на перевозку товаров были возобновлены, за исключением гуманитарной помощи и поставок украинской армии",— сказал польский перевозчик Томаш Бореовский.

Первые результаты страйка уже неутешительны.

По состоянию на 7 ноября польские перевозчики заблокировали несколько пунктов пропуска на границе с Украиной.

Сначала Ягодин – Дорогуск на Волыни.

Там пропускают только один грузовик в час в обе стороны.

Следовательно, движение усложнено.

Впоследствии заблокировали и Краковец – Корчова и Рава-Русская – Гребенное.

Реакция Украины.

Украинские перевозчики действиями польских коллег возмущены.

Они говорят, что все следует выяснять в чиновничьих кабинетах, а не перед пунктами пропуска.

Ведь такие забастовки не решают вопрос, а только вредят обычным дальнобойщикам.

Директор Центра транспортных стратегий Сергей Вовк, в свою очередь, объяснил главные требования польских перевозчиков, начавших блокаду границы с Украиной.

"Если говорить непосредственно о списке требований, он в некоторой степени изменчив и по-разному интерпретируется.

Из него можно выделить две главные составляющие.

В частности, это конкуренция за грузопоток и конкуренция за украинских водителей",- сообщил Вовк в эфире телеканала Эспрессо.

Анализируя первую составляющую, он отметил, что польские перевозчики хотят сделать так, чтобы украинские компании, которые будут работать в ЕС или на польском рынке, в том числе, снова вернулись к практикам разрешений.

"Такая практика существовала до начала широкомасштабных военных действий.

Это позволяло польской стороне, скажем так, административным путем, через выдачу разрешений, влиять на рынок, увеличивать или уменьшать соответствующее количество автомобилей и компаний, которые могут работать на их рынке из Украины",- отметил Директор Центра транспортных стратегий.

По его словам, для Украины это невыгодно.

Это непрозрачная и очень часто непонятная на рынке история, которая имела связь с коррупцией.

После начала полномасштабного вторжения были достигнуты условия об отказе от этих разрешений до августа 2024 года, отметил Вовк.

Вторая составляющая, о конкуренции за украинских водителей тоже очень важна.

"Вопрос в том, что очень часто в польской компании работают украинские водители, осуществляющие перевозку по определенным договорам с польскими компаниями.

После такого, как заработала система Шлях, регламентирующая разрешения на выезд и въезд водителей, существует опасность того, что украинский водитель, заехавший на польской машине в Украину, может просто не вернуться, потому что ему не разрешат такой выезд.

Поэтому поляки требовали собственно доступа к украинской системе Шлях, которая работает только для украинских операторов",- рассказал Вовк.

Кстати, дипломаты уже решают вопрос с польской стороной.

Посол Украины в Польше Василий Зварыч в эфире телемарафона заявил, что украинская сторона пытается найти компромисс, который устроил бы польских перевозчиков.

В свою очередь представители польских властей продолжают их убеждать отказаться от блокирования движения грузовиков на границе Украины и Польши.

"Перекрытие польскими перевозчиками дорог к пограничным переходам из в Гребенном, Дорогуске, Корчевой – это болезненный удар в спину Украины, которая страдает от российской агрессии.

Под угрозой коридоры солидарности между Украиной и ЕС.

Призываем прекратить блокаду границы!"– написал Зварыч в X.

Последствия протестов для Украины.

По мнению управляющего партнера Бюро инвестиционных программ Александра Бондаренко, в случае блокирования границы польскими перевозчиками более 30% украинского экспорта в ЕС могут быть заблокированы.

"Основная граница с Польшей проходит в Волынской и Львовской областях.

Соответственно, во Львовской области расположены 8 пограничных пунктов пропуска.

В Волынской области только два таких пункта пропуска.

Поэтому сейчас и ведутся разговоры о новых пунктах пропуска на границе",- пояснил Бондаренко в эфире телеканала Эспрессо.

Управляющий партнер Бюро инвестиционных программ подчеркнул, что 30% украинского экспорта в ЕС под угрозой.

"Если мы говорим обо всех пограничных пунктах пропуска с Польшей, то речь идет о 3 из них, которые польские перевозчики планируют блокировать.

Соответственно, 7 будут работать и дальше.

Однако польские перевозчики выбрали крупнейшие из них.

Сегодня более 60% экспорта Украины в ЕС проходит через Польшу.

Поэтому, если польские перевозчики перекроют эти пункты пропуска, то почти 30% украинского экспорта в ЕС будут заблокированы на длительное время",- добавил он.

Как отмечает вице-президент Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Украины Владимир Балин, сутки простоя одной фуры могут стоить украинским перевозчикам в среднем от 50 до 100 евро.

"Вопрос в том, что соглашение о безразрешительной работе у нас с Европейским Союзом.

Они (Польша – ред.) являются членами ЕС, у них есть определенные правила, они должны определенным требованиям подчиняться.

По моему глубокому убеждению, они хотят вернуть разрешения, чтобы после победы иметь возможность на равных работать на рынке Украины.

Они думают о том, что если после победы будет существенное количество денег, и будут сюда (в Украину – ред.) на восстановление завозить, и товары, в частности, строительные, то это нужно будет возить", – рассказал Балин в комментарии УНН.

Он отметил, что до полномасштабной войны польские перевозчики совершали не более 35% перевозок в Украину.

"Вопрос в том, что сегодня они осуществляют 10% перевозок, а хотят 50%, но после войны, поэтому во время военного положения они ездить, скорее всего, не будут",- сказал Балин.

Экономист Олег Пендзин в эфире i-ua.

tv заявил, что то, что хотят сделать польские перевозчики, - нерыночный способ конкурентной борьбы.

А перечень требований польских перевозчиковнереалистичен по своей сути.

Самое главное, поляки хотят получить доступ к украинской системе Шлях, говорит Пендзин.

"Переговоры невозможны, однако Украина будет искать какие-то другие пути.

Тем более будут переговоры с Брюсселем.

То есть все транспортные, миграционные и агро вопросы нужно решать при движении Украины в ЕС.

Ведь Украина с населением 30 млн существенно нарушит создавшийся в Евросоюз баланс.

Мы слишком большие и многочисленные.

Поэтому наше присутствие в ЕС будет существенно вливать на внутреннее разделение труда в Евросоюзе.

Об этом нужно договариваться уже сейчас",- отмечает экономист.

Валерия Шипуля.

Теги по теме
Украина Евросоюз Польща
Источник материала
Упоминаемые персоны
loader
loader