Иванна Коберник, соучредительница общественных организаций "Родительский контроль" и "Смарт образование" и бывшая советница министра образования и науки Украины, рассказала, что у школьников большая нагрузка по украинскому языку и литературе. По ее словам, создается впечатление, что в школе готовят кандидатов филологических наук.
Об этом украинская деятельница рассказала в интервью LB.ua. Она подчеркнула, что дети изучают слишком много грамматики и филологической терминологии и практически не имеют опыта работы с текстами, включая нехудожественные, научную литературу и публицистику.
"У нас не учат высказывать свое мнение, аргументировать, отстаивать свою позицию и корректно понимать позицию других . Это все в развитых образовательных системах изучается в предмете "родной язык"", – подчеркнула Коберник.
Добавляет, что схожая ситуация и с литературой, где программа не соответствует возрастным особенностям детей и перегружает их, потому что школьник не может прочесть все произведения по плану, изучая при этом и другие предметы. Следовательно, количество текстов для чтения должно быть уменьшено, чтобы дети учились работать и высказывать свое мнение, а не обзорно знакомиться с литературой.
Война России против Украины и ковид стали причиной ухудшения уровня знаний среди детей, ведь они не читают научных и нехудожественных текстов. Коберник приводит в пример иностранную практику, которую получила ее дочь, где школьники учатся без книг, однако имеют опыт обработки текстов.
"Они читали полноценные детские романы, подолгу, обсуждали, работали с текстом, после этого писали эссе, дебатировали. И параллельно прорабатывали научные или другие нехудожественные тексты по темам, касающимся той художественной книги, которую они читали. Выполняли задачи, которые показывали, как им помогли научные знания в контексте понимания художественного произведения", – делится деятель.
И возвращается в Украину, где школьники в 8 классе учат народную песню и рассказывают о понимании красоты народного творчества. Сетует на "полезности" такой задачи в дальнейшей жизни и развитии. По словам Коберник, смысл литературы в том, чтобы ребенок учился думать, представлять, развивать потребность в чтении, а не знать название определенного исторического произведения. Это же касается и обзорного изучения Библии, Корана и Вед, которые не нужны детям в 13 лет.
Аналогично и физика, где ученики в 10-11 классе за два часа в неделю должны изучить объем программы, соответствующий алгебре и геометрии вместе взятым.
"Это означает, что ни один ребенок в Украине, кроме 5% очень одаренных детей, не может овладеть программой по физике просто физически, если не занимается дополнительно с репетиторами. Потому что нельзя за два часа овладеть тем, что рассчитано, по меньшей мере, на 4 часа в неделю", – отмечает бывшая советница министра образования.
Добавляет, что востребованная во всем мире химия, в украинской школе, "какая-то история химии начала ХХ века". И с каждым годом, по ее словам, программы все больше показывают свою устарение.
Ранее OBOZ.UA рассказывал, задачи НМТ-2024 по украинскому языку будут складываться по старому правописанию.