Специально для Украины Еврокомиссия разработала новую процедуру вступления в ЕС.
Технические вопросы будут рассматриваться вместе с политическими решениями, что должно ускорить наше вступление.
Но есть неожиданные требования.
Ускоренное вступление Украины в ЕС.
8 ноября текущего года ЕК приняла судьбоносное для Украины решение о начале переговоров с Украиной о вступлении в ЕС.
Но главное – специально для Украины ЕК разработала новый механизм вступления.
Как пишет “Европейская правда”, ранее в ЕС действовала пошаговая процедура открытия переговоров.
Сначала так называемая межправительственная конференция государств-членов ЕС утверждала технический документ под названием “переговорные рамки”, без которой переговоры не могли начаться в принципе.
Это искусственно тормозило начало переговоров, например, для Албании и Северной Македонии.
Они получили политическое решение о начале переговоров еще в марте-2020, но из-за проблем с политическими требованиями ждали утверждения “рамки” более двух лет - до июня-2022-го.
В случае с Украиной ЕК учла новую реальность и предложила параллельный подход в переговорах вместо пошагового.
Это означает, что промежуточные, технические этапы – а именно подготовка переговорной рамки и скрининг законодательства – начнутся уже в декабре 2023 г., как только появится политическое решение саммита ЕС, где должно быть одобрено предложение Еврокомиссии начать переговоры с Украиной.
“Комиссия готова начать подготовительную работу, в частности, аналитическую проверку на соответствие украинского законодательства (скрининг) и подготовку рамки переговоров”, - говорится в официально утвержденном документе.
Четыре требования.
Но в бочке меда есть и капля дегтя.
Дело в том, что Украине придется выполнять требования.
О большинстве из них мы знали еще до принятия решения ЕК, в то же время в окончательной редакции добавились нюансы, которых Киев не ожидал.
В решении ЕК названы четыре требования, которые Украина должна выполнить до марта 2024 г.
Для этого Верховная Рада должна: принять правительственный законопроект об увеличении штатной численности НАБУ; исключить из закона о предотвращении коррупции положения, ограничивающие полномочия НАПК по проверке “уже проверенных” активов и имущества, приобретенного декларантами до вступления на государственную службу; принять законы, чтобы воплотить рекомендации Венецианской комиссии по законам о национальных меньшинствах, государственном языке, медиа и образовании; принять закон, регулирующий лоббирование “по европейским стандартам”.
Два первых условия Украина не успела до конца выполнить до 8 ноября.
Оба они касаются антикоррупционных мер.
Соответствующие законопроекты разработаны, ВР осталось их принять.
Так что сюрприза здесь нет.
Одним из условий ЕС для переговоров по членству Украины является отмена “правок Лозового”.
Для переговоров по вступлению в ЕС Украина должна изменить нормы законодательства, которые позволяют процессуальные задержки и устанавливают нереалистичные ограничения сроков досудебного расследования дел о коррупции.
Речь идет о так называемых “правках Лозового”.
Об этом сообщил глава Центра противодействия коррупции Виталий Шабунин.
“Реальность же такова, что “решения по делам о высокоуровневой коррупции” будут заключаться в закрытии этих дел “правками Лозового”, - пишет Шабунин.
Как отмечает руководитель ЦБК, в ЕС хорошо понимают эту проблему, поэтому отдельным требованием отметили в отчете - пересмотреть нормы Криминально-процесуального кодекса (КПК) и Криминального кодекса Украины (ККУ), которые позволяют процессуальные задержки и устанавливают нереалистические ограничения сроков досудебного расследования (имеются в виду те же “правки Лозового”).
Неожиданные требования.
Что касается еще двух условий ЕК, то есть нюансы, которых Киев не ожидал.
Условие относительно нацменьшинств, по мнению Украины, слишком размыто.
По информации “Евро.
Правды”, по этому поводу до последнего продолжалась дипломатическая борьба: Киев настаивал на большей конкретизации.
Однако пункт остался выгоден венгерской стороне, которая настаивала на такой формулировке.
Это позволит венграм манипулировать этим вопросом и шантажировать и Киев, и ЕС отказом голосовать в пользу Украины.
Вместе с тем, известно, что за свой голос премьер-министр Венгрии Виктор Орбан не раз требовал каких-то плюшек от ЕС в виде финансирования потребностей страны, а от Украины – уступок в исключении своих банков и фирм из санкционных списков.
Так что вопрос с Венгрией нельзя назвать таким, что нельзя решить.
Кстати, Украина уже отправила Венгрии дорожную карту того, как можно разрешить споры по вопросу нацменьшинств.
Об этом заявила вице-премьер по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Ольга Стефанишина.
“Мы передали им детальную дорожную карту, как мы видим решение вопросов, которые ставятся венгерским правительством”, - заявила она.
По ее словам, Украине было важно, чтобы в отчете Еврокомиссии не ощущался “венгерский след” и чтобы отчет был беспристрастным.
“И я хочу обратить внимание, что Европейская комиссия в своем отчете подтвердила прогресс Украины, подтвердила, что права национальных меньшинств соответствуют Копенгагенским критериям, выдвигаемым странам-членам Евросоюза”, - отметила вице-премьер.
А вот четвертое требование непростое для выполнения.
В “Евро.
Правде” считают, что оно создает прецедент, который угрожает Украине проблемами в дальнейших переговорах.
Речь идет о том, что ЕК предлагает поставить переговоры о членстве в зависимость от того, примет ли Украина закон о лоббировании.
Это требование в Брюсселе объяснили тем, что это снизит влияние олигархов в Украине – а антиолигархический критерий действительно входил в перечень из “семи шагов”, которые ЕС определил для Киева в июне 2022 г.
Такой законопроект действительно существует, его разработали в НАПК.
В то же время такого требования не было в антиолигархическом критерии при предварительной оценке со стороны ЕК.
Его добавили только сейчас и даже.
в ЕС отсутствуют “европейские стандарты лоббирования”, о которых упоминает ЕК.
Не существует ни общего европейского регулирования, ни единого подхода стран ЕС.
Поэтому мы имеем ситуацию, когда от Украины требуют выполнить условие, которое не основывается на европейских нормах и не было в предыдущих обязательствах перед ЕС.
Условий не нужно бояться.
В то же время, во власти новых условий не боятся.
Так, министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба заявил, что Европейская комиссия в восторге от тех изменений и реформ, которые произошли в Украине в условиях полномасштабной войны.
В Евросоюзе обращают внимание, прежде всего, не на количество выполненных условий, а на результат.
“ЕК не мыслят категориями количества выполненных рекомендаций.
Суть в конечном итоге – в качестве проведенных реформ”, - сказал он.
Министр также предостерег украинцев от распространения “непонятной” информации о количестве условий от ЕС, поскольку такие данные, по его словам, призваны “превратить победу в измену”.
По словам Кулебы, Украина должна привыкать к “реальному переговорному процессу по вступлению в ЕС”.
“Чем ближе мы будем к членству, тем больше будет задач и работы и у Украины, и у Европейской комиссии.
В наших отношениях всегда будет список от ЕС – а сделайте еще вот это.
Мы же делаем многое не потому, что нас просят, а потому, что мы понимаем: это нам самим нужно.
Поэтому нужно привыкать к новой модальности отношений между Украиной и ЕС”, – сказал Кулеба.
Виктория Хаджирадева.