«Острые углы лжереформы №5655. Без презумпции виновности участников строительного рынка»
В отчете о готовности Украины к переговорам о вступлении в ЕС Еврокомиссия отметила, что Украине не стоит принимать закон о градостроительстве в редакции, существующей сейчас. Судя по контексту, речь идет о скандальном законе №5655, уже год лежащем на Банковой без подписи президента. Очевидно, после уже второго предупреждения ЕК непоколебимые лоббисты закона — глава профильного комитета Елена Шуляк и профильный вице-премьер Александр Кубраков — будут вынуждены сделать шаг назад, а парламент — обстоятельно заняться разработкой Градостроительного кодекса. На старте новой версии реформы путем принятия Градостроительного кодекса, уже разворачивающейся в парламенте, обозначим еще один важный аспект законопроекта №5655, который изначально выводил его за цивилизованные рамки.
Что такое презумпция виновности
В гражданском праве существует презумпция вины нарушителя. Лицо считается виновным до тех пор, пока не докажет свою невиновность. Строительные организации в случае неисполнения/ненадлежащего исполнения обязательств при проведении строительных работ несут повышенную ответственность, связанную с гарантированием качества выполненных работ и прочности конструкции здания и его элементов. Что должно быть подкреплено страхованием ответственности на весь период гарантии.
Во Франции такая гарантия ответственности подкреплена обязательным страхованием десятилетней гарантии архитекторов, подрядчиков, производителей оборудования, предпринимателей. В случае нарушения этого требования предусмотрен штраф 75 тыс. евро или тюремное заключение до трех лет. Согласно полису покрываются повреждения, которые влияют на прочность конструкции или воздействуют на здание в одном из составляющих его элементов, делая непригодным для использования (большие трещины, оползни, протекание воды). Это повреждение может касаться крыши, рам, стен, встроенных труб, системы вентиляции, кондиционирования и пр.
В Гражданском кодексе Украины также прописана десятилетняя гарантия специалистов строительной индустрии. И что? Недавний пример — обвал Дегтяревского моста в Киеве. Инцидент прокомментировали в компании «Киевавтодор», занимавшейся его реконструкцией. Там заявили, что ответственность за работу на объекте несет подрядчик. И какую же ответственность несет подрядчик? Он что — разорился после выплаты ущерба? Нет, будет, как всегда, договорняк. Разве заказчик — КГГА подаст в суд на подрядчика? Ущерб как-то замаскируют и никто не понесет ответственность. А если бы было решение суда о взыскании с подрядчика суммы ущерба, и подрядчик разорился, этот прецедент получил бы огласку и другие подрядчики стали бы искать выход и пришли к страховщикам, как это происходит во всем мире.
У нас, к сожалению, происходит совсем другое.
Норма закона о гарантиях — пустой звук
В градостроительной сфере отсутствует институт ответственности. Гарантии, выписанные в законе, ничем и никем не подкреплены. Никто не контролирует и не несет ответственность за нарушения, которые приводят к материальным и моральным потерям граждан-инвесторов. Стройки десятилетиями ведутся с грубыми нарушениями строительных норм: без соответствующей инфраструктуры (подъездные дороги, стоянки для автомобилей, детские площадки, центральная канализация и пр.), соблюдения высотности, расстояний между зданиями. Государственные органы, призванные давать разрешения и контролировать качество строительства, не то что не справляются, а сильно коррумпированы — там сохраняются старые правила и процедуры, нет эффективного механизма осуществления государственного архитектурно-строительного контроля.
Кто может взять на себя эти функции? Только тот, кто платит за обнаруженные недостатки. А такой функцией обладает только институт страхования. Этот механизм работает во всем мире, и именно он — вместе с банковским компонентом — лежит в основе развития строительной индустрии.
Как решает проблему «реформаторский» законопроект №5655
Никак. Несмотря на два долгих семинара участников строительного рынка и страховщиков, которые организовал и провел один из лоббистов №5655 глава Конфедерации строителей Украины (КСУ) Лев Парцхаладзе. В этом законе вопросы страхования прописаны на пещерном уровне.
Во-первых, для получения разрешительных документов на строительство предлагаемые виды инженерного страхования и профессиональной ответственности являются добровольными, а не обязательными. В отличие от практики любой европейской страны, где страховой компонент прописан в каждом договоре подряда.
Во-вторых, вместо страхования профответственности архитекторов и инженеров-контролеров ввели страхование общегражданской ответственности без указания «перед третьими лицами». В то время как люди разных профессий, которые в связи со специализацией могут нанести ущерб из-за собственной ошибки в работе, должны страховать свою профессиональную ответственность (врачи, адвокаты, брокеры, архитекторы и др.). На Западе даже не станут нанимать директором корпорации, если кандидат не имеет страховки ответственности. Это азбука страхования, которую, к сожалению, не знают авторы закона. Ни один страховщик не возьмет на себя подобный риск, так как не сможет его перестраховать. Я вообще не понимаю, как это требование попало в окончательную редакцию. Это нонсенс.
В-третьих, создается институт независимых контролеров, которые должны будут иметь страховку общегражданской ответственности на три или пять миллионов евро — в зависимости от типа объекта. Как контролер с такой ответственностью сможет покрыть возможные ущербы от неправильных действий подрядчиков на миллиарды гривен? Данное положение может создать коррупционные схемы, при которых будут выдавать полис без ответственности страховщика, подобно тому, как некоторые страховщики продавали полисы ОСАГО без покрытия ответственности. Они не понимают, какую бомбу заложили этим безграмотным требованием.
На какие условия придут европейские инвесторы
Если зарубежные инвесторы и девелоперы придут в Украину, то они привнесут сюда свои правила. Они понимают свои риски, что такое страхование и как его использовать. И они точно не будут играть по нашим правилам. Точнее, без правил.
Почему?
Во-первых, объемы инвестиционных проектов очень велики, а значит, суммы ответственности тоже будут очень большие. Емкость страхового рынка Украины ограничена. Следовательно, все риски по инженерному страхованию будут перестраховываться на 90–95% в западных компаниях.
Во-вторых, у перестраховщиков сложились многолетние связи с аджастерскими и сюрвейерскими компаниями, которые хорошо известны на Западе. Это такие компании, как Crawford, Canningham&Lindsey. Кроме того, при страховании инженерных рисков перестраховщики будут использовать проверенные сюрвейерские компании, такие мировые брэнды, как APAVE, Bureau Veritas, Qualiconsult, Dekra или Socotec, которые используются страховщиками и перестраховщиками в качестве службы технической инспекции. Последние будут рекомендовать эти компании нашим страховщикам.
Перечисленные выше международные компании работают на мировых рынках десятки лет, имеют соответствующие покрытия своей профответственности и им доверяют перестраховщики, которые будут выплачивать убытки после их контроля. А наши карманные контролеры-5655 окажутся без работы или будут получать страховку без реального покрытия (см. выше). Плюс такой подход убивает наш страховой рынок. Западные компании придут со своими продуктами и своими страховщиками. Или через дочерние компании в Украине будут обеспечивать взятие этих рисков.
Это положение также дает возможность плодить кэптивных страховщиков от строительной индустрии. Что является еще одним каналом коррупции — иметь собственного страховщика для внутреннего рынка, потому что на внешнем рынке эти риски никто брать не будет.
Сам перечень инженерных видов страхования, используемых в строительстве, таких как все риски подрядчика (Contractor All Risk, CAR), все риски монтажа (Erection All Risks, EAR), страхование строительных механизмов и машин (Contractor’s Plant and Machinery Insurance, CPM), страхование ответственности перед третьими лицами (Third Party Liability, TPL), даже не приведен в законе №5655 в виде простого перечисления. Кроме того, эти виды страхования не являются обязательными при получении разрешительных документов на строительство.
Почему страхование подтолкнет реальные реформы в сфере
Вспомните установление потолка цены на российскую нефть в 60 долл. за баррель в августе текущего года, когда мировые страховщики перестали брать на страхование ответственность судовладельцев «серых» танкеров, которые стала использовать Россия. Потому что без этой страховки ни один порт не примет такой танкер под разгрузку. Вот такое отношение к страхованию в мире.
Поэтому без введения обязательного страхования CAR, EAR, TPL, профессиональной ответственности участников строительного процесса мы никогда не избавимся от коррупции. Законодатели думают, что на данном этапе обязательное страхование строительная индустрия не потянет. Это все домыслы. Крупные девелоперы дают взятки на миллионы долларов. А потому деньги на страховку в несколько десятков тысяч долларов найдут. Но обязательное страхование поднимет культуру страхования и качество строительства. Только страховщики заинтересованы в отсутствии убытков, поэтому они будут жестко контролировать все процессы, начиная от проекта до выбора стройплощадки и организации работ на ней.
Страхование — тот институт, который совершенствует и развивает безопасность в бизнесе. Например, в США страховые компании, а не какой-либо государственный орган, осуществляют разработку регуляторных актов в строительстве. Может, и нам стоит перенять опыт в разработке регуляторных документов? В разработке инструкции при проведении туннельных работ принимают участие специалисты многих стран, члены международных организаций страховщиков, но не государственных контролирующих органов.
Выводы
Итак, очевидно, что:
— предложенные в законопроекте №5655 варианты страхования гражданской ответственности вместо профессиональной ответственности участников строительного процесса не обеспечат защиту объектов от ошибок участников строительного процесса, а наоборот, создадут дополнительные коррупционные схемы и кэптивные страховые компании из среды строительной отрасли;
— наличие полисов инженерного страхования, таких как CAR, EAR, TPL, и профессиональная ответственность участников строительного процесса должны быть обязательным условием при получении разрешительных документов на строительство;
— институт независимых инженеров-контролеров является мертворожденным органом, услугами которого не будут пользоваться инвесторы и девелоперы из зарубежных стран. В мире наработаны взаимоотношения с известными брэндами, которые в качестве службы технической инспекции будут использоваться страховщиками и перестраховщиками;
—для крупных инвесторов и девелоперов, которые придут в Украину, единственным источником информации будут страховые брокеры, первая тройка мировых лидеров которых присутствует в Украине. Они привнесут сюда все, что имеется в их странах: и страховые продукты, и технологии, и бизнес-процессы, а в соответствии с принятым Законом Украины «О страховании», даже прямые контракты с зарубежными страховщиками. Поэтому вся регуляторная и контролирующая инфраструктура, которая создается на основании закона №5655, может остаться вне предполагаемого строительного бизнеса;
— мы уже имеем примеры, когда крупные зарубежные инвесторы, девелоперы и подрядчики используются в строительстве. Например, французы были приглашены для строительства саркофага на Чернобыльской АЭС. Турецкие строители восстанавливали дороги, а для строительства второй очереди Окружной дороги будут использовать китайские компании. Эта тенденция будет просматриваться и при восстановлении экономики. Нашего производителя мы не поддерживаем;
— в условиях боевых действий и при наличии агрессивного соседа невозможно будет восстановление разрушенной инфраструктуры и промышленности без покрытия военных рисков. Один из крупнейших страховых брокеров в мире уже предложил КМУ рассмотреть вопрос об использовании Political Violence Insurance применительно к проектам восстановления объектов в Украине. И это говорит о многом. Аналогичное предложение рассматривается рынком Ллойда. К этому должна готовиться и строительная индустрия. Без покрытия этих рисков строить в Украине ни один инвестор ничего не будет.