Маленькие правители: как вопитывались дети в царской семье Романовых
Маленькие правители: как вопитывались дети в царской семье Романовых

Маленькие правители: как вопитывались дети в царской семье Романовых

Выбор детских игрушек

Наследники императоров росли как и обычные дети: играли в догонялки на свежем воздухе, задирали гувернанток, порой дрались со сверстниками и, конечно, проводили время в игровых комнатах. При дворе выбирали те игрушки, которые могли быть полезны цесаревичам. У маленького Павла I был четырехметровый корабль, чтобы ребенок мог изучать его устройство; гаубицы и пушки, из которых можно было стрелять и осваивать военные навыки. У Александра I была целая коллекция оружия: турецкая сабля с золотой рукоятью, ящик с детскими ружьями, пистолетами и барабанами. У цесаревича также были механические игрушки: кукла, которая сама расчесывала волосы, марширующие солдатики и музыкальные книги. Николай I и Михаил любили играть с часами и стоять в карауле друг перед другом. Кроме того, они строили крепости и сооружали из земли целые редуты (читайте также: «Деревянные игрушки»: во что играют дети королей).

Александр I Павлович

Для детей Александра II — Николая, Александра и Владимира — приглашали ровесников для игры в мяч. Для них устроивали игровую зону с железной дорогой и фарфоровыми мопсами. У будущего императора Александра III любимыми игрушками были весельчак Петрушка, добродушный медведь и Иван-­дурак из народных сказок. Впоследствии, желая привить любовь к русскому стилю своим детям, он передал им эти игрушки. Комнату его детей описывали так:

«Игровая комната волшебная. Во-первых, по полу идет железная дорога, маленькая, но настоящая, с тремя классами вагонов, стоят полки солдат с киверами, с красками вагонов, казаки в шапках, а вот лошади с гривами, верблюды с горбами, а вот Петрушка, вот медведь, вот Иван-­дурак в клетчатых брюках, барабан, ружья в козлах, трубка с кисточкой, гора песку»

Игрушки для девочек обычно хранили в их спальнях, а для мальчиков строили специальные игровые комнаты. У сына Николая II — цесаревича Алексея — был музыкальный стул, который исполнял мелодии, когда ребенок садился на него. Вдоль стен обычно расставляли модели пушек, миноносцев, фургонов, а под потолок крепили самолеты. Когда дети вырастали, игрушки сохраняли, а затем передавали следующему поколению императорской семьи.

Купить
Реклама. www.lamoda.ru

Выбор наставника

Выбор наставника для наследников престола был особо важной частью воспитательного процесса во все времена. Преподаватель должен не только дать образование, но и сформировать характер, выявить сильные качества и подавить недостатки ребенка. Например, царь Алексей Михайлович в учителя своим детям выбрал монаха Симеона Полоцкого, который преподавал им латинский и польский языки, философию, историю, риторику, учил сочинять стихи и музыку. Царевна Софья под влиянием наставника писала пьесы, а царевич Федор накладывал музыку на молитвы. Кроме того, Полоцкий читал курс политической науки, объяснял суть законов и знакомил детей с западными нормами жизни (читайте также: Самооценка взлетит: 3 семейные игры, которые помогут ребенку стать уверенным в себе).

Император Петр I для своего сына — царевича Алексея Петровича — пригласил немецкого юриста и дипломата Генриха фон Гюйссена. Он составил учебный план и изложил основные принципы воспитания: мальчиков следует учить не только конкретным наукам, но и великодушию, милосердию, справедливости и осторожности в принятии решений. Алексею Петровичу он преподавал литературу, арифметику, геометрию, географию, французский язык, историю, танцы, верховую езду и фехтование. А император брал сына в военные походы, чтобы тот осваивал военную тактику и стратегию.

Петр I Алексеевич

Во времена Екатерины II образование наследников протекало в соответствии с просветительскими идеями Локка и Руссо, которыми была увлечена императрица. Она мечтала вырастить из внука Александра идеального государя, поэтому развивала его не только энциклопедическими знаниями, но и физической культурой. Александру и Константину разрешали не соблюдать строгие нормы императорского этикета: они могли бегать во дворе, приходить в кабинет императрицы с игрушками, много гулять на свежем воздухе, заниматься моржеванием и спортом. Спали наследники престола на маленьких железных кроватях под легким одеялом — так закалялся характер. Для внуков Екатерина II сама написала «Азбуку», которая содержала высказывания, прививающие принципы морали: «Труд преодолевает труд», «Перед Богом все люди равны», «Делай добро и не перенимай худое».

Обучением мальчиков занимался швейцарец Фредерик Сезар Лагарп. Он читал курс по философии и всеобщей истории, преподавал арифметику, географию, законоведение и обучал французскому языку. Он часто вел с Александром беседы, направляя его мысли в нужное русло. Второй наставник — протоиерей Самборский — разбирал с учеником Евангелие. Всему дворцу было запрещено потакать прихотям или капризам детей, слушать их жалобы или баловать их. Мария Федоровна, мать Николая и Михаила, заставляла детей вести личные дневники и много путешествовать по стране.

При правлении Николая I педагоги всех учебных заведений должны были пробуждать в воспитанниках любовь к русскому языку, истории и религии страны. Сыновьям император постоянно говорил, что единственный смысл их жизни — служба отечеству. В наставники своему сыну Александру он выбрал поэта Василия Жуковского. О своем назначении тот писал: «В голове одна мысль, в душе одно желание — не думавши, не гадавши, я сделался наставником наследника престола. Какая работа и ответственность! Занятие питательное для души! Цель для целой остальной жизни. Чувствую ее великость».

Методика Жуковского и секрет Победоносцева

Летом 1826 года Жуковский получил отпуск и уехал в Европу, чтобы ознакомиться с трудами по педагогике и встретиться со своими коллегами — наставниками других монархов. Во всех крупных городах он покупал книги для себя и для цесаревича. Образовательная программа Жуковского называлась «Образованием для добродетели»:

«Его Высочеству нужно быть не ученым, а просвещенным»

Обучение было разделено на три этапа. «Детский» этап поэт считал подготовкой к путешествию, средний — самим путешествием, а последний — завершением путешествия. Он собирался познакомить наследника престола с его высоким назначением и страною. Все предметы наставник также поделил на категории. В первой  были базовые предметы — геометрия, арифметика, грамматика и религия. Во второй — ботаника, зоология, география, минералогия, история, метафизика, геология. В третьей — иностранные языки. В четвертой — «приятные таланты», такие как рисование, музыка, чтение, сочинительство. Жуковский предпочитал разговорную форму обучения, призывал наследника престола рисовать, чтобы развивать воображение, ходил с ним на прогулки в парки, галереи и театры.

Василий Андреевич Жуковский

Александр II взошел на трон, следуя наставлениям Жуковского. Но сам не имел ни сил, ни желания подробно вникать в процесс воспитания собственных наследников. Он проводил с ними время, но редко наставлял или воспитывал. Однако его жена — императрица Мария Александровна — воспитывала мальчиков в строгости, спрашивала с них отчет об уроках, наказывала за плохую успеваемость. Детей учили основам грамоты, маршировке и оружейным приемам. Наследников обучали профессора Московского университета: лингвист Федор Буслаев, историки Сергей Соловьев и Константин Кавелин, экономисты Иван Бабст и Александр Чивилев. Русский и литературу преподавал писатель Иван Гончаров, а право — обер-прокурор Константин Победоносцев.

Константин Победоносцев не только воспитывал Николая Александровича, но и сопровождал его в поездках по России. Он сумел внушить Романовым, что нужно относиться к России как к загадке, которую требуется разгадать. Но Николай Александрович умер, и помощь с разгадкой понадобилась его брату Александру.

«Новый цесаревич, слышав обо мне доброе от покойного брата, пожелал меня иметь при себе для преподавания. Я не мог уклониться и переехал в Петербург»

Победоносцев поехал сопровождать нового наследника в его ознакомительное путешествие по России, в котором заметил, что Александр был скуп на чувства и не умел спорить из-за нехватки нажима. Однако он был согласен учиться. И спустя некоторое время Победоносцев сумел раскрыть прямую, свободную и честную душу императора. Константин Петрович обладал большим влиянием на мысли ученика: именно он склонил Александра III выпустить Манифест «О незыблемости самодержавия» и убедил его в том, что выбранный им курс на либерализацию не приведет страну к процветанию. Император прислушался к мнению педагога, что позволило ему обрести всеобщую любовь русского народа (читайте также: Романы в письмах: любовная переписка великих людей, покорившая мир).

Последний император

Николай II родился в день святого Иова Многострадального и чувствовал его тяжесть всю жизнь. Он признавался министру внутренних дел Петру Столыпину: «Я не просто предчувствую, я точно знаю — мне предначертаны страшные испытания. Никакие мои труды и заботы не будут оценены, не получат награды на земле». Николай рос жизнерадостным и здоровым ребенком, его с самого детства готовили к трону (читайте также: Королева Виктория, Николай II и Гитлер: как «эффект бабочки» в их жизнях повлиял на ход истории).

Александр III дал наказ первой учительнице наследника: «Ни я, ни великая княгиня не желаем делать из них оранжерейных цветов. Они должны хорошо молиться Богу, учиться, играть, шалить в меру. Учите их хорошенько, повадки не давайте, спрашивайте по всей строгости законов, не поощряйте лени в особенности. Если что, то адресуйте прямо ко мне, а я знаю, что нужно делать. Повторяю, что мне фарфора не нужно. Мне нужны нормальные, здоровые русские дети. Подерутся — пожалуйста. Но доказчику — первый кнут. Это мое первое требование».

Николай учился 8 лет по усовершенствованному гимназическому курсу, 5 лет — по университетскому и военному. Из гимназического курса убрали классические языки — латынь и древнегреческий. Вместо в них в программу внесли основы минералогии, ботаники, зоологии, анатомии и физиологии. Кроме того, расширили изучение политической истории и русской литературы.

Константин Победоносцев читал Николаю законоведение, профессор Санкт-Петербургского университета Егор Замысловский — историю России. Выдающихся преподавателей приглашали и к младшим братьям. Так, Сергей Юльевич Витте вел у князя Михаила народное и государственное хозяйство. Витте вспоминал: «Великий князь очень охотно со мною занимался, и мне часто после лекции, во время антракта от одной лекции до другой, приходилось с ним разговаривать, иногда завтракать, а иногда и ездить на автомобиле по парку».

Николай II пришел к власти в 26 лет. За время своего правления он осуществил в том числе масштабную реформу образования. Он увеличил расходы на образование почти в 10 раз и открыл десятки новых вузов. По оценкам историков, 86% российской молодежи научились читать и писать во время правления последнего императора. По количеству женщин, получавших образование в вузах, Россия занимала первое место в Европе. В марте 1917 года Николай II отрекся от престола, но даже в смутные для российской истории времена образование продолжалось. Своих дочерей и сына он обучал самостоятельно, а также гувернанток находил даже в ссылке.

Анастасия Васильева

Фото: Getty Images, архивы пресс-служб

Источник материала
Поделиться сюжетом