Выбор детских игрушек
Наследники императоров росли как и обычные дети: играли в догонялки на свежем воздухе, задирали гувернанток, порой дрались со сверстниками и, конечно, проводили время в игровых комнатах. При дворе выбирали те игрушки, которые могли быть полезны цесаревичам. У маленького Павла I был четырехметровый корабль, чтобы ребенок мог изучать его устройство; гаубицы и пушки, из которых можно было стрелять и осваивать военные навыки. У Александра I была целая коллекция оружия: турецкая сабля с золотой рукоятью, ящик с детскими ружьями, пистолетами и барабанами. У цесаревича также были механические игрушки: кукла, которая сама расчесывала волосы, марширующие солдатики и музыкальные книги. Николай I и Михаил любили играть с часами и стоять в карауле друг перед другом. Кроме того, они строили крепости и сооружали из земли целые редуты (читайте также: «Деревянные игрушки»: во что играют дети королей).
Для детей Александра II — Николая, Александра и Владимира — приглашали ровесников для игры в мяч. Для них устроивали игровую зону с железной дорогой и фарфоровыми мопсами. У будущего императора Александра III любимыми игрушками были весельчак Петрушка, добродушный медведь и Иван-дурак из народных сказок. Впоследствии, желая привить любовь к русскому стилю своим детям, он передал им эти игрушки. Комнату его детей описывали так:
«Игровая комната волшебная. Во-первых, по полу идет железная дорога, маленькая, но настоящая, с тремя классами вагонов, стоят полки солдат с киверами, с красками вагонов, казаки в шапках, а вот лошади с гривами, верблюды с горбами, а вот Петрушка, вот медведь, вот Иван-дурак в клетчатых брюках, барабан, ружья в козлах, трубка с кисточкой, гора песку»
Игрушки для девочек обычно хранили в их спальнях, а для мальчиков строили специальные игровые комнаты. У сына Николая II — цесаревича Алексея — был музыкальный стул, который исполнял мелодии, когда ребенок садился на него. Вдоль стен обычно расставляли модели пушек, миноносцев, фургонов, а под потолок крепили самолеты. Когда дети вырастали, игрушки сохраняли, а затем передавали следующему поколению императорской семьи.
Выбор наставника
Выбор наставника для наследников престола был особо важной частью воспитательного процесса во все времена. Преподаватель должен не только дать образование, но и сформировать характер, выявить сильные качества и подавить недостатки ребенка. Например, царь Алексей Михайлович в учителя своим детям выбрал монаха Симеона Полоцкого, который преподавал им латинский и польский языки, философию, историю, риторику, учил сочинять стихи и музыку. Царевна Софья под влиянием наставника писала пьесы, а царевич Федор накладывал музыку на молитвы. Кроме того, Полоцкий читал курс политической науки, объяснял суть законов и знакомил детей с западными нормами жизни (читайте также: Самооценка взлетит: 3 семейные игры, которые помогут ребенку стать уверенным в себе).
Император Петр I для своего сына — царевича Алексея Петровича — пригласил немецкого юриста и дипломата Генриха фон Гюйссена. Он составил учебный план и изложил основные принципы воспитания: мальчиков следует учить не только конкретным наукам, но и великодушию, милосердию, справедливости и осторожности в принятии решений. Алексею Петровичу он преподавал литературу, арифметику, геометрию, географию, французский язык, историю, танцы, верховую езду и фехтование. А император брал сына в военные походы, чтобы тот осваивал военную тактику и стратегию.
Во времена Екатерины II образование наследников протекало в соответствии с просветительскими идеями Локка и Руссо, которыми была увлечена императрица. Она мечтала вырастить из внука Александра идеального государя, поэтому развивала его не только энциклопедическими знаниями, но и физической культурой. Александру и Константину разрешали не соблюдать строгие нормы императорского этикета: они могли бегать во дворе, приходить в кабинет императрицы с игрушками, много гулять на свежем воздухе, заниматься моржеванием и спортом. Спали наследники престола на маленьких железных кроватях под легким одеялом — так закалялся характер. Для внуков Екатерина II сама написала «Азбуку», которая содержала высказывания, прививающие принципы морали: «Труд преодолевает труд», «Перед Богом все люди равны», «Делай добро и не перенимай худое».
Обучением мальчиков занимался швейцарец Фредерик Сезар Лагарп. Он читал курс по философии и всеобщей истории, преподавал арифметику, географию, законоведение и обучал французскому языку. Он часто вел с Александром беседы, направляя его мысли в нужное русло. Второй наставник — протоиерей Самборский — разбирал с учеником Евангелие. Всему дворцу было запрещено потакать прихотям или капризам детей, слушать их жалобы или баловать их. Мария Федоровна, мать Николая и Михаила, заставляла детей вести личные дневники и много путешествовать по стране.
При правлении Николая I педагоги всех учебных заведений должны были пробуждать в воспитанниках любовь к русскому языку, истории и религии страны. Сыновьям император постоянно говорил, что единственный смысл их жизни — служба отечеству. В наставники своему сыну Александру он выбрал поэта Василия Жуковского. О своем назначении тот писал: «В голове одна мысль, в душе одно желание — не думавши, не гадавши, я сделался наставником наследника престола. Какая работа и ответственность! Занятие питательное для души! Цель для целой остальной жизни. Чувствую ее великость».
Методика Жуковского и секрет Победоносцева
Летом 1826 года Жуковский получил отпуск и уехал в Европу, чтобы ознакомиться с трудами по педагогике и встретиться со своими коллегами — наставниками других монархов. Во всех крупных городах он покупал книги для себя и для цесаревича. Образовательная программа Жуковского называлась «Образованием для добродетели»:
«Его Высочеству нужно быть не ученым, а просвещенным»
Обучение было разделено на три этапа. «Детский» этап поэт считал подготовкой к путешествию, средний — самим путешествием, а последний — завершением путешествия. Он собирался познакомить наследника престола с его высоким назначением и страною. Все предметы наставник также поделил на категории. В первой были базовые предметы — геометрия, арифметика, грамматика и религия. Во второй — ботаника, зоология, география, минералогия, история, метафизика, геология. В третьей — иностранные языки. В четвертой — «приятные таланты», такие как рисование, музыка, чтение, сочинительство. Жуковский предпочитал разговорную форму обучения, призывал наследника престола рисовать, чтобы развивать воображение, ходил с ним на прогулки в парки, галереи и театры.
Александр II взошел на трон, следуя наставлениям Жуковского. Но сам не имел ни сил, ни желания подробно вникать в процесс воспитания собственных наследников. Он проводил с ними время, но редко наставлял или воспитывал. Однако его жена — императрица Мария Александровна — воспитывала мальчиков в строгости, спрашивала с них отчет об уроках, наказывала за плохую успеваемость. Детей учили основам грамоты, маршировке и оружейным приемам. Наследников обучали профессора Московского университета: лингвист Федор Буслаев, историки Сергей Соловьев и Константин Кавелин, экономисты Иван Бабст и Александр Чивилев. Русский и литературу преподавал писатель Иван Гончаров, а право — обер-прокурор Константин Победоносцев.
Константин Победоносцев не только воспитывал Николая Александровича, но и сопровождал его в поездках по России. Он сумел внушить Романовым, что нужно относиться к России как к загадке, которую требуется разгадать. Но Николай Александрович умер, и помощь с разгадкой понадобилась его брату Александру.
«Новый цесаревич, слышав обо мне доброе от покойного брата, пожелал меня иметь при себе для преподавания. Я не мог уклониться и переехал в Петербург»
Победоносцев поехал сопровождать нового наследника в его ознакомительное путешествие по России, в котором заметил, что Александр был скуп на чувства и не умел спорить из-за нехватки нажима. Однако он был согласен учиться. И спустя некоторое время Победоносцев сумел раскрыть прямую, свободную и честную душу императора. Константин Петрович обладал большим влиянием на мысли ученика: именно он склонил Александра III выпустить Манифест «О незыблемости самодержавия» и убедил его в том, что выбранный им курс на либерализацию не приведет страну к процветанию. Император прислушался к мнению педагога, что позволило ему обрести всеобщую любовь русского народа (читайте также: Романы в письмах: любовная переписка великих людей, покорившая мир).
Последний император
Николай II родился в день святого Иова Многострадального и чувствовал его тяжесть всю жизнь. Он признавался министру внутренних дел Петру Столыпину: «Я не просто предчувствую, я точно знаю — мне предначертаны страшные испытания. Никакие мои труды и заботы не будут оценены, не получат награды на земле». Николай рос жизнерадостным и здоровым ребенком, его с самого детства готовили к трону (читайте также: Королева Виктория, Николай II и Гитлер: как «эффект бабочки» в их жизнях повлиял на ход истории).
Александр III дал наказ первой учительнице наследника: «Ни я, ни великая княгиня не желаем делать из них оранжерейных цветов. Они должны хорошо молиться Богу, учиться, играть, шалить в меру. Учите их хорошенько, повадки не давайте, спрашивайте по всей строгости законов, не поощряйте лени в особенности. Если что, то адресуйте прямо ко мне, а я знаю, что нужно делать. Повторяю, что мне фарфора не нужно. Мне нужны нормальные, здоровые русские дети. Подерутся — пожалуйста. Но доказчику — первый кнут. Это мое первое требование».
Николай учился 8 лет по усовершенствованному гимназическому курсу, 5 лет — по университетскому и военному. Из гимназического курса убрали классические языки — латынь и древнегреческий. Вместо в них в программу внесли основы минералогии, ботаники, зоологии, анатомии и физиологии. Кроме того, расширили изучение политической истории и русской литературы.
Константин Победоносцев читал Николаю законоведение, профессор Санкт-Петербургского университета Егор Замысловский — историю России. Выдающихся преподавателей приглашали и к младшим братьям. Так, Сергей Юльевич Витте вел у князя Михаила народное и государственное хозяйство. Витте вспоминал: «Великий князь очень охотно со мною занимался, и мне часто после лекции, во время антракта от одной лекции до другой, приходилось с ним разговаривать, иногда завтракать, а иногда и ездить на автомобиле по парку».
Николай II пришел к власти в 26 лет. За время своего правления он осуществил в том числе масштабную реформу образования. Он увеличил расходы на образование почти в 10 раз и открыл десятки новых вузов. По оценкам историков, 86% российской молодежи научились читать и писать во время правления последнего императора. По количеству женщин, получавших образование в вузах, Россия занимала первое место в Европе. В марте 1917 года Николай II отрекся от престола, но даже в смутные для российской истории времена образование продолжалось. Своих дочерей и сына он обучал самостоятельно, а также гувернанток находил даже в ссылке.
Фото: Getty Images, архивы пресс-служб