165 лет назад – 23 ноября 1858 года – родилась знаменитая украинская художница
Дневниками Башкирцевой, которые она вела с 12 лет и перед смертью завещала издать, восхищались философы, поэты, писатели, политики: Велимир Хлебников, Марина Цветаева, посвятившая Башкирцевой цикл своих стихов, а британский премьер-министр Уильям Гладстон назвал ее дневники "одним из самых замечательных произведений XIX века". Мария была одной из первых женщин-художниц, обучавшихся в парижской Академии художеств, основанной Родольфом Жюлианом. Ее картины находятся в собраниях европейских и американских художественных музеев, к сожалению, до нашего времени дошли не все картины и рисунки Башкирцевой – значительная их часть уничтожена или была утеряна во время Второй мировой войны. Она смогла создать свой стиль в живописи, соединив в нем традиции мастеров эпохи Возрождения, голландской и реалистической школ, и это при том, что прожила художница всего 25 (!) лет. Она является поистине романтической героиней украинской истории, которой удалось соблюсти все признаки жанра: она прожила яркую, полную страстей жизнь и до обидного рано умерла.
В справочниках можно встретить упоминание о том, что Мария Башкирцева является русской художницей, но сама она говорила о себе: "Я – украинка!"
"Дочь станет звездой"
Мария родилась 23 (по другим данным – 24) ноября 1858 года в селе Гавронцы на Полтавщине. Ее родители, а отец Башкирцевой был богатым землевладельцем, дали девочке прекрасное домашнее образование – две гувернантки обучали Мусю, как звали любимую дочь в семье, языкам, включая латынь и древнегреческий, рисованию и искусству игры на фортепиано. Позднее в своих дневниках она напишет, что стремление к величию и желание создать что-то, что войдет в историю, были свойственны ей с трех лет. Любимицу семьи растили как принцессу, какой она всегда себя ощущала, неудивительно, что в детстве она играла только в королей и королев. В своей уверенности в том, что ей удастся этого достичь, она опиралась на предсказание еврея-гадальщика, которого посетила ее мать. "Твой сын (у Муси был младший брат Павлик), – сказал он, – ничем не будет отличаться от других людей, а вот дочь станет звездой".
Первым жизненным потрясением для Марии стал разрыв ее родителей: мать забрала детей и уехала в Черняховку – имение своего отца. Впрочем, на ее образе жизни переезд никак не сказался – он оставался прежним. Все изменилось, когда девочке исполнилось 12 лет, – в тот год родители, на примирение которых Муся втайне надеялась, приняли окончательное решение расстаться. При этом они "поделили" детей: отец оставил у себя Павлика, а мать, забрав Марию, уехала с ней в Европу.
Страсть к искусству и науке
Вена, Баден-Баден, Ницца, Лондон, Берлин, Женева, Рим, Флоренция, Венеция, Мадрид – это была поездка мечты, и, если бы не разлука с отцом и братом, Мария считала бы себя абсолютно счастливой. Главными ее занятиями были музыка и рисование, но не забывала она при этом и о других дисциплинах, в которых, по ее мнению, должен ориентироваться образованный человек, – математике, физике и химии: Мария составила себе подробный учебный план, выполняя который занималась по восемь часов в день.
Она часами могла бродить по залам художественных музеев, любуясь полотнами Рубенса. Тициана, Веронезе, Ван Дейка, Рафаэля, которого иногда позволяла себе критиковать. Много времени девушка уделяла чтению, без которого не представляла своей жизни, – она начала собирать собственную библиотеку, в которую входили произведения Жорж Санд, Мопассана, Золя, Диккенса, Ларошфуко, Шекспира, Ницше, Флобера, Конфуция и Стендаля – самого любимого ее автора. На ее полках стояли только те литературные произведения, которые она считала совершенными, остальные, купив их случайно, она просто выбрасывала – могла, например, вышвырнуть плохо написанный, безвкусный, на ее взгляд, роман в окно поезда, в котором в тот момент ехала.
Современность дневников Башкирцевой
Тогда же она начала вести свои знаменитые дневники, в которых не только описывала все, что с ней происходило, но и заносила свои мысли и соображения. В то время так поступали многие девушки, доверяя свои сердечные тайны бумаге, но мало кому удавалось написать не простой ежедневник, а настоящее произведение искусства, которое интересно читать и сейчас – 150 лет спустя. Ее соображения о том, как влюбить в себя богатого и влиятельного аристократа, какие аффирмации использовать, чтобы повысить свою женскую самооценку, или как одеться на премьеру в Гранд-Опера, вызовут интерес и у современных девушек. К тому же, начиная писать первый дневник, Мария пообещала, что в заметках будет максимально честна с собой, не допуская ни слова лжи, а это всегда вызывает интерес.
Увлечение музыкой
Первые признаки туберкулеза – самой страшной болезни того времени – проявились у Башкирцевой в 1873 году, когда они с матерью приехали в Париж, а затем поселились в маленьком бельгийском городке Спа. Мария ощущала слабость, теряла сознание, у нее появился нездоровый румянец, но она отмахивалась от всех симптомов. В то время она жила в сумасшедшем темпе, стараясь успеть все, везде и всюду: новые знакомства, балы, светские рауты – это занимает все ее время. В то время она мечтает стать певицей, берет частные уроки и учителя находят у нее незаурядные вокальные способности, но туберкулез перечеркивает все ее мечты и планы – туберкулез, который врачи принимали за ларингит или катар, лишает ее голоса, что становится для Башкирцевой серьезным потрясением.
Дома в Украине
В 1876 году Мария приехала из Европы в Украину – ее привело сюда не только желание повидать отца и брата, но и ностальгия – ее тянуло на родину, которую она покинула, еще будучи ребенком. В своем дневнике Башкирцева написала, что во время пребывания на Полтавщине она развлекалась тем, что общалась с местными крестьянами, при этом она с удивлением обнаружила, что хорошо знает украинский язык. Она также подробно – и со знанием дела – описывает женский украинский костюм, рассказывая не только о предназначении каждой его детали, но и о ткани, из которой он шился. Мария купила такой костюм у одной из селянок и, надев его, смешалась с толпой идущих к селу земляков – ее очень порадовал тот факт, что она практически ничем от них не отличалась.
Посетив имение Кочубеев, знаменитую Диканьку, Башкирцева пришла в такой восторг, что сравнила его сад, парк и архитектуру с виллой Боргезе в Риме. А вот катание на лошадях чуть не закончилось трагедией – девушка упала с лошади, но, к счастью, ничего серьезно не травмировала. Марии также удалось уговорить отца поехать вместе с ней в Париж – она не теряла надежды помирить его с матерью, но и эта попытка – к большому ее сожалению – успехом не увенчалась.
Живопись и феминистские взгляды
После поездки по Италии Мария всерьез увлеклась живописью. Осознав, что домашние уроки рисования не дадут ей продвинуться на этом поприще, она, несмотря на то, что болезнь прогрессировала (Мария начала терять слух), поступает в парижскую Академию художеств, где ее преподавателями были такие звезды от живописи, как Тони Робер-Флери, Гюстав Буланже, Жюль Лефевр и сам Родольф Жюлиан. Башкирцева делает серьезные успехи: за один сеанс она проводит в мастерской по восемь часов подряд и пишет работы, на которые у нее раньше уходило два-три дня. Через два месяца после начала учебы Башкирцевой уже разрешают писать с натуры, а в январе 1879 года она получает медаль конкурса, организованного тремя ее учителями – Буланже, Лефевром и Робером-Флери.
Мария очень быстро поняла, что только таланта и трудоспособности, которыми она обладала, мало. Добиться успеха без нужных связей в аристократических и художественных кругах, при отсутствии хвалебных рецензий и, в конце концов, будучи женщиной (в тот момент это именно огромное значение), будет очень трудно. Чтобы высказать свою точку зрения на главенствующую практически во всех жизненных сферах роль мужчин, а заодно и подбодрить таких же амбициозных женщин, как она сама, Башкирцева под псевдонимом Полин Орей начала писать в феминистическую газету La Citoyenne ("Гражданка"). Ее статьи рассказывали о роли женщин в сфере искусств, были полны восхищения тем, что они смогли заявить о себе в живописи, несмотря на препятствия, которые им при этом пришлось преодолеть. Мария знала, о чем говорила: ей удалось добиться высшего олицетворения успеха в карьере живописца – три ее картины были выставлены на парижском Салоне 1883 года. О ней начали писать за границей, в том числе и на родине: это было время триумфа Башкирцевой. Всего до конца жизни Башкирцева написала 150 картин, большая часть которых были безвозвратно утрачены, но даже уцелевших достаточно для того, чтобы по достоинству оценить ее талант живописца.
"Она была единственной Розой моей жизни"
Личная жизнь Марии Башкирцевой – тема для увлекательного романа в стиле ее любимого Стендаля. Во время своего пребывания в Риме она с присущим ее юному возрасту максимализмом влюбилась в Пьетро Антонелли, племянника кардинала Антонелли, из-за которого и собиралась посвятить свою жизнь оперной сцене. Молодой человек очень ценил этот вид искусства, и Мария рассчитывала таким образом привлечь его внимание. Сама же она, совершенно того не желая, вскружила голову графу Винченцо Брускетти.
Башкирцева также вошла в историю как та, которая отказала великому французскому писателю Ги де Мопассану. Она написала ему письмо с просьбой оценить ее литературные способности, подписав его вымышленным именем. На первое послание писатель не ответил, но Башкирцева отправила новое и постепенно втянула Мопассана в переписку. Их общение было схваткой равных умов и талантов, что безумно раздражало самолюбивого Мопассана, он позволял себе резкие выпады в адрес собеседницы, и после одного из написанных им в грубой форме писем Мария прервала их общение. Писатель пытался возобновить контакт, предлагая личную встречу, но у него ничего не вышло – Башкирцева ему отказала.
В 1882 году Мария познакомилась со знаменитым художником Жюлем Бастьен-Лепажем, ставшим для нее не только учителем, но и человеком, к которому она испытывала сильную эмоциональную привязанность. Бастьен-Лепаж умирал от рака желудка, и Мария, несмотря на то, что у нее уже не было сил, чтобы подняться по лестнице, преданно и нежно за ним ухаживала. В своих дневниках Мария писала о том, как тяжело ей даже думать о том, что человека, к которому она так привязана, скоро не станет. Но она умерла первой – ее не стало 31 октября 1884 года, до 26-летия ей оставалось меньше месяца.
Мопассан, узнав о смерти Башкирцевой, воскликнул: "Это была единственная в моей жизни Роза, чей путь я бы усыпал розами, если бы знал, что он будет таким ярким и таким коротким". В часовенке, установленной на могиле Башкирцевой на парижском кладбище Пасси, хранится ее мольберт, личные вещи и картины, в том числе и полотно "Святые жены", над которым она работала перед смертью.
"Если я умру молодой…"
"Если я умру молодой, – за полгода до смерти писала в своих дневниках Башкирцева, – я хочу остаться в памяти людей великой художницей. Если же я уйду из жизни во цвете лет, хочу, чтобы были изданы мои дневники – они не могут не быть интересными". После смерти Марии ее мать отдала в печать ее дневники, весь тираж которых был очень быстро распродан. Впоследствии выяснилось, что они были очень сильно отредактированы, а в некоторых местах и полностью переписаны – мать Марии безжалостно избавилась от эпизодов, в которых выглядела не лучшим образом. Не секрет, что Башкирцева была не самого высокого мнения о своих родителях. Отца она называла "черствым" и затюканным своим деспотичным отцом, дедом Марии, а о матери писала, что та является сильным духом, но плохо образованным и нетактичным человеком. Дневники Башкирцевой, насчитывающие 84 (!) тетради, обнаружила в Национальной библиотеке Франции исследователь творчества Марии, Колетт Конье. Сегодня существует две версии дневников Башкирцевой: первая общеизвестная, переведенная на многие языки мира, вторая – уникальная и максимально полная, без цензуры, купюр и сокращений. Увы, ни одного из вариантов на украинском языке пока не существует.