Украина и Еврокомиссия нарабатывают компромиссные решения по разблокированию украинско-польской границы. Тем временем правительство Польши отреагировало на блокаду и озвучило свои предложения.
Что происходит на границе между Украиной и Польшей по состоянию на 27 ноября – далее в материале.
Какие решения предлагает Украина
Еврокомиссия заинтересована в скорейшем разблокировании границы. В то же время возвращение разрешений для украинских перевозчиков не обсуждается.
Об этом заместитель министра развития общин, территорий и инфраструктуры Украины Сергей Деркач рассказал ведущему телемарафона Єдині новини Вадиму Карпьяку.
– Мы нарабатывали общие позиции, рассматривали варианты, которые проговаривали с польской стороной. Это должно быть совместное решение Украины, Польши и Еврокомиссии, – заявил Деркач.
Замминистра подчеркнул, что ключевое требование польских протестующих – возвращение к системе разрешений для украинцев – сегодня не обсуждается. Ведь существует Соглашение о либерализации грузоперевозок между Украиной и ЕС.
Ранее в Евросоюзе признали, что это соглашение работает эффективно. Поэтому его пролонгировали еще на год – до конца июня 2024 года.
– Ключевой вопрос, который мы поднимаем и хотим вместе решить, – это увеличение способностей пунктов пропуска для того, чтобы у нас не было очередей на границах… Что касается разрешений, то этого вопроса на сегодняшний день нет в повестке дня Еврокомиссии, поскольку действует соглашение о либерализации, — подчеркнул Сергей Деркач.
В частности, обсуждается открытие для пустых грузовиков пункта пропуска Угринов – Долгобычев на территории Польши. Это снизит нагрузку на другие пункты пропуска.
Кроме того, есть предложение увеличить эффективность работы контрольных служб Украины и Польши, чтобы больше транспортных средств смогли проезжать за сутки через границу.
По словам Деркача, польские протестующие хорошо понимают, что сегодня решение об отмене “транспортного безвиза” для Украины или внесении изменений в соглашение невозможно быстро принять. Существуют бюрократические процедуры.
– Поэтому решение дальше стоять на границе и блокировать исключительно с этим требованием выглядит нереалистичным. А фактически под видом этого требования просто блокируется граница для того, чтобы физически не впускать наших водителей, – отметил замминистра.
Деркач добавил, что компромиссные варианты решения будут представлены протестующим.
Предложения правительства Польши
Власти Польши официально отреагировали на блокаду. Польский министр инфраструктуры Анджей Адамчик направил письмо вице-премьеру Украины Александру Кубракову с предложением по разблокированию границы.
Во-первых, Адамчик призывает выполнить требования польских протестующих – отменить обязательную регистрацию в системе єЧерга пустых грузовиков, которые возвращаются из Украины в ЕС, по крайней мере, на двух пунктах пропуска: Зосин – Устилуг и Нижанковичи – Мальховице.
Отмечается, что одной из причин протеста польских перевозчиков является введение Украиной электронной очереди.
– Это привело к значительному увеличению времени ожидания для транспортных средств, зарегистрированных в ЕС, которые возвращаются из Украины без груза, чтобы пересечь украинско-европейскую границу… По мнению митингующих, новая система допускает неравное отношение к перевозчикам из Украины и Польши, – утверждают в польском министерстве.
Во-вторых, Адамчик обратился к комиссару ЕС по транспорту Адине Валеан с призывом создать совместный комитет для анализа влияния “транспортного безвиза” (Соглашения о либерализации транспортных перевозок с Украиной) на рынок автомобильных перевозок ЕС. Поскольку отмена этого соглашения является ключевым требованием польских перевозчиков.
Что происходит на границе между Украиной и Польшей
По состоянию на 26 ноября в трех заблокированных польскими перевозчиками пунктах пропуска стояли в очереди более 2000 транспортных средств. Речь идет о пунктах Краковец – Корчева, Ягодин – Дорогуск и Рава-Русская – Гребенное.
В понедельник, 27 ноября, польские дальнобойщики и фермеры начали круглосуточную блокаду доступа к одному из самых загруженных пунктов пропуска на границе с Украиной – Медика-Шегини. Это уже четвертый заблокированный КПП.
По словам протестующих, через пункт пропуска Медика-Шегини пропускают по два грузовика в час, за исключением гуманитарной помощи и товаров военного назначения.
По данным пограничной службы Польши, время ожидания грузовиков на КПП в Медице составляет 91 час, сообщает агентство Reuters.
Ультраправая партия Конфедерация, выступавшая против помощи Украине, была самым активным сторонником протестов на границе, стартовавших 6 ноября.
Польские перевозчики жалуются, что проигрывают украинским компаниям, предлагающим более низкие цены на свои услуги и транспортирующие товары в рамках Европейского Союза.
Протестующие требуют от ЕС снова ввести систему разрешений для украинских перевозчиков, то есть отменить “транспортный безвоз”.
Кроме того, поляки настаивают, чтобы пустые польские грузовики, которые возвращаются из Украины в Польшу, могли пересекать границу без очереди.
Украина, в свою очередь, отмечает, что протест наносит ущерб ее экономике во время войны, препятствуя экспорту и поставке жизненно необходимых товаров, таких как автогаз.
Польша 28 ноября ограничит работу еще одного КПП
Во вторник, 28 ноября, будет временно ограничено оформление грузовиков и автобусов в пункте пропуска Угринов – Долгобычев.
Об этом сообщили в Госпогранслужбе Украины со ссылкой на польских пограничников.
Так, 28 ноября в пункте Долгобычев состоится отключение электроэнергии из-за ремонтных работ. Ориентировочное время – с 09:00 до 21:00 (по Киеву).
В этот период оформление транспортных средств будет производиться на мобильных терминалах. Поэтому пропуск грузовиков массой до 7,5 тонн, а также автобусов будет временно приостановлен.
Пропуск легковых автомобилей будет осуществляться в обычном режиме.
В ГНСУ призывают учесть эту информацию при планировании поездок.