Хронология тревожных событий.
Недавно ЗАЭС снова была на грани блекаута - почти сутки.
"26 ноября в 10:30 в результате короткого замыкания примерно на 100 км севернее захваченной россиянами Запорожской атомной электростанции отключилась последняя (четвертая) линия ее связи с энергосистемой Украины - ВЛ-750 кВ ЗАЭС - Днепровская.
Три других линии были повреждены еще раньше во время рашистских обстрелов", - сообщил сайт Энергоатома.
В то же время, по данным МАГАТЭ (командировавшей мониторинговую миссию на станцию в сентябре 2022 года), ЗАЭС получала внешнее питание всего от единственной доступной резервной линии электропередачи напряжением 330 кВ.
Параллельно произошло частичное обесточивание энергоблока №4 с автоматическим включением дизель-генератора, который десять минут спустя выключили вручную.
Это говорит о наличии проблемы с энергопитанием ядерной установки, отмечают в Энергоатоме.
Поврежденную линию напряжением 750 кВ украинские специалисты отремонтировали вечером того же дня, в 20:52.
До этого времени ЗАЭС почти день балансировала на грани полного обесточивания - в случае отказа резервной линии напряжением 330 кВ.
Радио Свобода в рамках проекта Новости Приазовья составило хронологию других подобных ситуаций на ЗАЭС, которые произошли в последнее время, и когда все тоже угрожало выйти из-под контроля из-за некомпетентности персонала оккупантов или даже очевидного злого умысла.
В частности, 14 ноября там произошел предварительный частичный блекаут: случилось обесточивание на шестом энергоблоке ЗАЭС, в результате чего запустились работавшие 90 минут дизель-генераторы и системы безопасности.
Как заявил 17 ноября президент компании Энергоатом Петр Котин, российская оккупационная администрация нарушает технические требования эксплуатации оборудования на станции, такие действия могут спровоцировать отказ важнейшего оборудования систем безопасности - дизель-генераторов энергоблоков №2, 4 и 6.
Несмотря на это, оккупационное руководство не спешило переводить блок в состояние "холодной остановки", сообщили тогда в Энергоатоме.
17 ноября утечку веществ в реакторе подтвердили и эксперты МАГАТЭ.
Некомпетентность или злой умысел?.
В эфире телемарафона 21 ноября Котин объяснил: сейчас на ЗАЭС остаются до 800 украинских сотрудников высокой квалификации.
Остальной персонал привозят из России, и его некомпетентность приводит ЗАЭС к упадку.
Впрочем, проблема не только в непрофессионализме, некоторые "ошибки" захватчиков несомненно умышленны.
По словам Олега Дударя, руководителя эксплуатационного подразделения ЗАЭС до марта 2023 года, в воду в первом контуре добавляется окисляющая ее борная кислота.
Эта же вода охлаждает ядерное топливо, набираясь радиоактивности от него.
А следствием является утечка воды из одного контура реактора в другой.
"Она (вода - ред.) еще грязная, радиоактивная.
Поэтому она и не должна никуда выходить.
Вода второго контура преимущественно близка к нейтральной или чуть щелочной.
Ее таковой делают, добавляя там свои химикаты, и это также требования эксплуатации этой ржавеющей стали.
Во-первых, если кислота попадает во второй контур, то она начинает разъедать этот металл, это плохо.
А если эта кислота еще и загрязнена радиоактивными веществами, которые есть в первом контуре, то это плохо вдвое.
Это нарушение международной безопасной эксплуатации - не должна вода первого контура, грязная и радиоактивная, выходить за свои установленные пределы", - объяснил Дударь.
Что же касается блекаутов, то, по словам начальника отделения анализа безопасности Государственного научно-технического центра по ядерной и радиационной безопасности Дмитрия Гуменюка, они свидетельствуют, что оккупационное руководство станции не в состоянии удерживать ее в надлежащем состоянии.
"В настоящее время все блоки на запорожской площадке не генерируют электроэнергию.
И, соответственно, для того чтобы их поддерживать в безопасном состоянии, нужно внешнее электропитание.
Это внешнее электропитание обеспечивает Украина, украинская энергосеть", - подчеркнул он.
Ситуация очень опасна потому, что МАГАТЭ фактически не контролирует ее в режиме реального времени, отметил генерал-майор запаса СБУ Виктор Ягун.
"Мы только постфактум выясняем те или иные события.
К сожалению, у нас нет постоянного мониторинга по ситуации, отключены соответствующие датчики.
Мы получаем информацию только через МАГАТЭ, напрямую этого нет.
У нас есть проблема с тем, что оккупанты не имеют достаточного количества квалифицированного персонала.
Часть наших граждан отказалась работать на врага, часть уехала на неоккупированные территории.
Они привезли каких-то непонятных специалистов откуда-то.
Персонала в полтора раза меньше, чем нужно в нормальное время.
Они перерабатывают, и это также влияет на качество работы", - сказал он на днях в эфире телемарафона.
Станцию превращают в полигон.
Но вместо того, чтобы заботиться о бесперебойном электропитании систем жизнеобеспечения ЗАЭС, российские оккупанты продолжают использовать станцию для обстрела украинских позиций из установленной там артиллерии, сообщили в Энергоатоме.
При этом Гуменюк отмечает: военные действия вблизи ЗАЭС, обстрел станции приводит к тому, что могут быть повреждены линии электропередач.
А это может повлечь за собой новые блекауты и повреждения оборудования.
Впрочем, россияне не унимаются: 27 ноября вблизи ЗАЭС эксперты МАГАТЭ зафиксировали даже вероятные пуски российских ракет.
"Эксперты МАГАТЭ, присутствовавшие на ЗАЭС, слышали несколько ракет, которые, кажется, были выпущены с близкого расстояния от станции.
Команда МАГАТЭ не видела снаряды из-за облачности, но характерный звук указывал на то, что они были выпущены из реактивной системы залпового огня ( РСЗО) неподалеку", - говорится в сообщении.
Аналитики американского Института изучения войны (ISW) отреагировали на это, заметив, что неоднократно сообщали о милитаризации Россией ЗАЭС - включая изображения и видео с лета 2022 года, подтверждающие: российские силы развернули военную технику на территории станции.
Также в отчете МАГАТЭ говорится о потере станцией связи с основной линией электропередач вне площадки, что заставило ее полагаться на резервную электроэнергию для охлаждения реактора.
Так что расположенная на линии фронта крупнейшая в Европе атомная электростанция постоянно сталкивается со многими потенциальными угрозами, - подчеркнул гендиректор МАГАТЭ Рафаэль Гросси.
Ирина Носальская.