Новый законопроект, внесенный в Верховную Раду Украины, вызвал широкую дискуссию и беспокойство в обществе. На первый взгляд, его цель — защита прав национальных меньшинств, однако общественность уже подняла тревогу по поводу его содержания.
Законопроект №10288 предусматривает изменения относительно языковой и медийной сфер, а также образования, вызывающего опасения относительно уровня защиты украинского языка.
В его основе — защита прав меньшинств, но его детали подверглись критике со стороны общественных и государственных деятелей.
В Парламенте требуют принять законопроект уже в начале декабря.
При принятии этого законопроекта изменится эффективность защиты украинского языка и культуры. В частности, телевещание и радиовещание будет разрешен на русском языке на уровне до 30%, что существенно отклоняется от предыдущих норм.
Также предполагается разрешение продаж 50% книг на украинском языке, а также разрешение на функционирование телеканалов и радиостанций, где до 70% контента будет на русском.
В социальных сетях уже распространяется мнение об этом нововведении. Тарас Шамайда на странице Facebook выразил свои опасения по этому поводу.
"Это самая большая угроза реваншистским изменениям языкового законодательства за последние четыре года. Правительство не прислушалось к призывам не допускать искусственного противодействия защите прав меньшинства и защиты государственного языка и не касаться законов о языке, образовании и СМИ", — написал на своей странице Тарас Шамайда.
Языковой омбудсмен Тарас Кремень также отметил, что в этом законопроекте существенно ослаблены гарантии прав представителей национальных меньшинств на обучение на государственном языке в учебных заведениях.
"Призываю Верховную Раду Украины доработать внесенный законопроект еще до рассмотрения в первом чтении, учесть решение Конституционного Суда Украины, позицию Уполномоченного по защите государственного языка, а также положительный европейский опыт, в частности, балтийских стран, — сообщил омбудсмен.
Общественность уже активно обсуждает этот законопроект, выражая опасения, какие последствия могут возникнуть при его принятии и влиянии на украинский язык и культуру.