Из Украины — на Марс: как инженер из Житомира возглавил Марсианскую станцию в США
Из Украины — на Марс: как инженер из Житомира возглавил Марсианскую станцию в США

Из Украины — на Марс: как инженер из Житомира возглавил Марсианскую станцию в США

Украинский инженер Сергей Якимов возглавил Марсианскую исследовательскую станцию в пустыне Сан-Рафаэль, что в американском штате Юта.

Фактам недели удалось записать с ним эксклюзивное интервью. Вот что Сергей рассказал о своем новом месте работы:

— Ты работаешь где-то в очень отдаленном районе, где может не быть связи, нет доступных ресурсов, мы даже воду привозим из соседнего города, у нас здесь воды нет. У нас здесь только постоянный интернет, Starlink, все остальное надо привозить.

Там полностью имитируют пребывание на Красной планете. Такое себе марсианское реалити шоу — группу из нескольких человек оставляют на имитированной станции посреди пустыни. Они приспосабливаются жить в условиях приближенных к другой планете.

Сейчас смотрят

Каждая команда живет на станции две недели. Там действуют строгие ограничения: хочешь выйти наружу — надевай скафандр, душ — раз в три дня, вода слишком ценна, еда — только сублимированная и та, что выращена в марсианских теплицах. Отсюда понимаем — первые люди на Марсе обречены стать вегетарианцами.

— Ученые приезжают с различными исследованиями. Это геология, это могут быть какие-то биологические исследования, биореакторы, или поиск каких-то биомаркеров в почве, или они тестируют какие-то свои методы. Или тестируют свои оборудования, — отметил Якимов.

Прежде чем стать руководителем станции, Сергей сам прошел несколько таких двухнедельных симуляций. Говорит: самое тяжелое испытание там, в изоляции, справиться со скукой.

— У нас сейчас есть группа, в которой два артиста, и они сделали два концерта в скафандрах на симулированной поверхности Марса, — поделился Якимов.

Давняя мечта Якимова — попасть на Марс. И в 2015-м его из числа 200 тыс. участников выбрали в список сотни претендентов, которые среди первых должны полететь на Красную планету.

Такая целеустремленность у Сергея еще со студенческих времен. Якименко окончил Киевский политех, изучал системы управления летательными аппаратами.

— Большинство студентов выступали в джинсах, а Сергей выступал в черном костюме, белой рубашке с галстуком. То есть выглядело очень солидно. Все так, как доклад на большой конференции. Может это один штрих к личности Сергея, — рассказал Лев Рыжков, профессор кафедры Космической инженерии КПИ.

Миссию для полета на Марс 8 лет назад организовывала компания из Нидерландов — Mars One. В конце концов она обанкротилась и ничего не произошло. Поэтому Сергей начал искать другие пути воплощения мечты.

— Я работал на компанию, которая занимается обработкой металлов для космической сферы. Мы занимались очень многими проектами. Один из крупнейших — это мы производили детали для спутников OneWeb. И мы сделали для них где-то 12 тыс. деталей, которые сейчас летают в космосе, и это очень круто, — поделился Якимов.

Этот опыт понадобился Сергею для того, чтобы возглавить Марсианскую пустынную станцию. Станция финансируется различными донорами. Среди них — миллиардеры Джеф Безос и Илон Маск.

Но в чем ее научная ценность? Факты недели спросили у немецкого профессора по астробиологии, который специализируется на изучении Красной планеты.

— Я считаю, что очень полезно испытать различные технологические подходы, чтобы проверить их, потому что, оказавшись на Марсе, вам лучше не ошибаться. Если в пустыне штата Юта вы что-то сделаете не так, вы можете просто снять шлем и дышать. Но на Марсе так не будет. Поэтому, эти моменты должны быть продуманы и доведены до автоматизма, — сказал Дирк Шульце-Макух, астробиолог Берлинского технического университета.

За более чем 20 лет существования станции там провели много исследований: как чисто научных, так и бытово-психологических.

— Одно из последних исследований, которое проводилось на базе данных, которые собрали на нашей станции — это то, что самый эффективный экипаж для межпланетных экспедиций, в том числе на Марс, должен состоять из женщин. Потому что они требуют меньше ресурсов, они очень эффективны в самоорганизации, — отметил Якимов.

Сейчас ученые думают, как будут оборудованы первые поселения на Красной планете. И где именно их лучше расположить?

Удобнее всего, по мнению ученых, будет высаживаться в средних широтах, ведь там меньше пылевых бурь и сильных землетрясений.

Доктор Бенджамин Фернандо из Оксфордского университета руководил исследованием, которое выявило крупнейшее за всю историю землетрясение на Марсе. Это произошло 4 мая прошлого года.

Учитывая эти данные, он составил перечень мест, где людям будет безопаснее всего обустроить свою станцию.

— Много очень интересной геологии расположено чуть южнее экватора. И рельеф там может быть немного разнородным. Но с другой стороны, если вы хотите легкого доступа ко льду, вы, вероятно, захотите подойти ближе к полюсам. Я думаю, что это зависит от целей миссии. Я склоняюсь к тому, что первые люди, скорее всего, будут высажены вблизи экватора только потому, что там почти постоянно солнечный свет. Солнечная энергия — это лучшее решение, — сказал Бенджамин Фернандо.

Во многом с ученым соглашается и Сергей Якимов, тем более, что недавно, марсоходы нашли лед под почвой и вблизи экватора.

— Там больше подпочвенного льда, который можно переработать в воду. А также другие участки, возможно, это русла древних рек, где сейчас ездят американские марсоходы. Там самая большая возможность того, чтобы найти следы жизни, которая раньше была на Марсе, — сказал Якимов.

Первых колонизаторов будет преследовать и еще одна серьезная преграда. На Марсе нет озонового слоя, а значит единственный способ спастись от солнечной радиации — это спрятаться под землю.

— Есть несколько вариантов. Первый — строить свои сооружения под землей, а второй — искать пещеры или лавовые трубы. В более отдаленном будущем можно подумать об использовании материалов, которые уже есть на Марсе — реголита и пыли, чтобы построить конструкции, стены которых будут достаточно прочными, — пояснил Бенджамин Фернандо.

Но когда первые астронавты смогут высадиться на Марсе? Это вероятно один из самых главных вопросов сейчас. Как и то, на каком этапе подготовки находится человечество и какие задачи еще надо решить.

— Мы очень далеко от того, что мы можем полететь на Марс. Мы можем построить космический корабль для того, чтобы перелететь с Земли на Марс. Он будет не сильно отличаться от орбитальной станции, если честно. Но для того, чтобы приземлиться и приземлить на Марс все необходимые ресурсы для жизни, у нас таких технологий, к сожалению, нет. Их надо разрабатывать, — сказал Сергея Якимов.

По планам NASA, астронавты смогут высадиться на Красную планету не раньше 2040 года. Но это очень амбициозная затея. Сейчас вопросом колонизации Марса занимаются в основном предприниматели, которые дают деньги на исследования. Но все продвигается очень медленно.

— Единственный раз, когда была действительно большая политическая воля, это во время миссии Аполлон и высадки на Луну. Это было соревнование между Советским Союзом и США, это была космическая гонка, — отметил Дирк Шульце-Макух.

— Как тогда Кеннеди сказал, что через 10 лет мы на Луну полетим, потому что Советский Союз обогнал первым спутником. Сейчас такой актуальности я пока не вижу, но если кто-то выйдет, или Китай, или кто-то, то начнется очень быстро, — сказал Лев Рыжков.

Перед тем как полететь самим, люди должны заселить Марс роботами. И это уже происходит — на Красной планете оперируют американские и один китайский марсоходы.

Вслед за роботами на Красную планету должны доставить грузы и ресурсы, а уже потом — туда смогут отправиться первые астронавты.

— Я не покидаю своей мечты стать астронавтом. Если доживу до того момента, что человечество полетит на Марс, то я сделаю все возможное, чтобы подать заявку для полета на Марс, — отметил Сергея Якимов.

Учитывая количество участников марсианской пустынной станции в Юте, тех, кто захочет стать первыми марсианами, будет немало. И вполне вероятно, что среди них будут и украинцы.

Теги по теме
США Космос Марс
Источник материала
Поделиться сюжетом