США и Украина разрабатывают новую военную стратегию — NYT
Американские и украинские военные лидеры ищут новую стратегию, которую они могли бы начать реализовывать со следующего года, чтобы возобновить позиции Киева. Об этом пишет NYT.
Импульс к новому подходу последовал после того, как многомесячное контрнаступление Украины застопорилось, а также после недель часто напряженных встреч между американскими чиновниками с их украинскими коллегами.
Российские военные после неудачного наступления на Киев в 2022 году начали восстанавливать свои возможности. Москва теперь имеет больше военных, боеприпасов и ракет, а также расширила огневое преимущество с помощью боевых беспилотников, многие из которых поставляет Иран.
Американские и украинские военные говорят, что надеются разработать детали новой стратегии в следующем месяце во время серии военных учений, которые пройдут в Германии.
Американцы настаивают на консервативной стратегии, которая сосредотачивается на удерживании территории, которую Украина контролирует сейчас, наращивании запасов и сил в течение года. Киев хочет перейти в наступление либо непосредственно на земле, либо с помощью дальних ударов, надеясь привлечь внимание мира.
Ставки огромные. Американские чиновники говорят, что без новой стратегии и дополнительного финансирования Украина может проиграть. Представители администрации США утверждают, что глава Кремля Владимир Путин делает ставку на уменьшение американской поддержки.
Соединенные Штаты предоставили Украине большую военную и экономическую помощь – более 111 миллиардов долларов за последние два года. Но часть республиканцев сейчас выступает против дальнейших расходов на поддержку Киева, а другие требуют новой стратегии, прежде чем проголосуют за какие-либо дополнительные средства.
Многие украинские лидеры не осознают, насколько нестабильно продолжение финансирования со стороны США, говорят американские чиновники. У некоторых украинских генералов и высокопоставленных чиновников есть нереалистические ожидания относительно того, что Соединенные Штаты будут поставлять. Например, они просят миллионы артиллерийских снарядов из западных запасов, которых просто не существует. Американские чиновники говорят, что Украине придется сражаться в условиях ограниченного бюджета.
Некоторые военные США хотят, чтобы Украина придерживалась стратегии "удерживать и укреплять" - сосредоточиться на удерживании контролируемой территории и наращивании способности производить оружие до 2024 года. Соединенные Штаты считают, что эта стратегия повысит самодостаточность Украины и обеспечит Киеву возможность отразить любую российскую атаку.
Цель состоит в том, чтобы создать достаточно реальную угрозу, чтобы Россия могла рассмотреть возможность содержательных переговоров в конце следующего года или в 2025 году.
В то же время украинские должностные лица изучают стратегии, основанные на успешных глубоких ударах по Крыму минувшей осенью. Они ищут креативные способы вывести Россию из равновесия с помощью атак на оружейные заводы, склады вооружений и железнодорожные пути для перевозки боеприпасов, а также одержать символические победы. Один бывший высокопоставленный украинский военный отказался обсуждать эти предложения, но заявил, что новый план дорабатывается и он "очень смелый".
Американские чиновники говорят, что без изменения стратегии 2024 год может быть похожим на 1916 год, самый смертоносный год Первой мировой войны, когда погибли тысячи молодых людей, а линии фронта изменились очень мало.
Но есть некоторые признаки компромисса. Американские чиновники заявили, что они открыты к определенным новым идеям Украины. Официальные лица США говорят, что глубокие удары Украины по Крыму этой осенью оказались разрушительными для России и стали яркой точкой в замедленном контрнаступлении. Стратеги США считают, что украинцы могут развить этот успех в следующем году, даже если значительная часть энергии будет израсходована на восстановление сил.
Главнокомандующий американскими войсками в Европе генерал Кристофер Каволи берет на себя большую роль в координации действий с украинскими официальными лицами. Пентагон также решил отправить генерал-лейтенанта Антонио Агуто-младшего, руководящего поддержкой Украины с базы в Германии, для длительного пребывания в Киеве. Агуто будет работать непосредственно с военным руководством Украины, чтобы улучшить советы, предлагаемые Соединенными Штатами, заявили американские официальные лица. Хотя Белый дом решил не держать американских военных советников в Украине на постоянной основе, частое пребывание генерала Агуто в Киеве приблизит конец этого ограничения.
Соединенные Штаты и их союзники потратили миллионы долларов на отправку танков и другой бронетехники в Украину и на обучение новых подразделений передовой военной тактике. Но, несмотря на наступление Украины летом и осенью, российские войска оккупировали около 20 процентов территории страны. Пока Соединенные Штаты обучали украинских военных, россияне окопались и готовились к предстоящему сражению.
Американские и украинские стратеги поначалу не осознавали, насколько сильно россияне укрепляют оборону. Украинские войска, тренировавшиеся в Германии, практиковали прорыв обороны РФ, менее крепкой, чем та, с которой им пришлось столкнуться.
Глубокая российская оборона включала более мощные минные поля, чем когда-либо со времен Корейской войны, - старую технологию, которая замедлила, а затем и остановила наступление украинской армии. Но само использование Россией разнообразных беспилотников, в том числе коммерческих дронов китайского производства, коренным образом изменило характер механизированной маневренной войны.
В прошлом прорывы вдоль линии фронта могли позволять наступательным силам получить преимущество до того, как их противник успевал ответить. Теперь, когда поле боя почти постоянно находится под наблюдением, любой стороне сложно воспользоваться преимуществом, не рискуя быть обнаруженной и остановленной артиллерией или контратакой.
Проблемы Украины усложнялись острыми разногласиями с американским генералитетом по поводу того, как и где применять новые механизированные войска. Украинские лидеры, включая президента Владимира Зеленского, пришли к выводу, что восточная часть страны является важнейшим театром боевых действий, поскольку там сосредоточены российские войска. Вашингтон считал восток Украины стратегически менее важным, чем временно оккупированные территории юга.
Как следствие Украина держала свои силы разделенными между востоком и югом, отказываясь сосредоточиться на одном главном направлении наступления. И вместо решительного прорыва возникла патовая ситуация.
Украинские военные лидеры заявили, что считают американские ожидания нереалистичными, особенно учитывая тот факт, что у них не было воздушных возможностей для защиты подразделений на земле.
Однако кампания 2023 года не была полной неудачей. Американские чиновники отмечают успешные и разрушительные атаки Украины на Черноморский флот России и военные командные пункты РФ в Крыму.
В штаб-квартире Сухопутных войск США в Европе в Германии высшие американские военные руководители, в том числе генералы Каволи и Агуто, встретились на прошлой неделе с двумя украинскими чиновниками, чтобы обсудить основные направления стратегии на следующий год.
Ни американские, ни украинские чиновники не разглашают деталей нового плана. Но какой бы ни была окончательная договоренность, смена динамики критически важна. Чем дольше война будет восприниматься как патовая, тем труднее будет получить дополнительную помощь от США, говорят аналитики.
По мнению американских чиновников, Украине не нужно отвоевывать почти 20 процентов временно оккупированных территорий, чтобы победить в войне. Нескольких стратегических и символических побед, укрепление обороны и наращивание собственных возможностей для производства большего количества вооружений может быть достаточно, чтобы укрепить позиции, когда призывы к мирным переговорам с целью прекращения войны неизбежно возобновятся.
Американские чиновники пытаются подготовить украинцев к следующему году, говоря им, что любая помощь, одобренная Конгрессом, вряд ли сравнится с теми объемами финансирования, которые Вашингтон предоставлял в первые два года войны, пишет издание.
Ранее военный аналитик Центра ВМС США и Фонда Карнеги Майкл Кофман заявил, что если война в Украине закончится на ситуации, которая сейчас наблюдается, то это будет не мир, а период перевооружения России. По его мнению, если в следующие годы Запад и наша страна потратят на решение проблем с поставкой вооружения и резервами, то ВСУ получат преимущество на фронте.
Эксперт отмечает, что в 2024 году Украина должна восстановить военный потенциал, мобилизацию общества, налаживание серийного производства вооружений, а также решить проблемы с резервами и обучением. Ключевое в этом – изменение стратегии и нахождение нового подхода к военным действиям на 2024-2025 годы, желательно совместно с Западом.