С начала образования ГП "Государственный оператор тыла" при Министерстве обороны в Украине в ведомстве активно заговорили о новой "реформе" армейского питания. Глава ГП Арсен Жумадилов заявил об изменении подходов к закупкам продуктов с целью экономии бюджетных средств. Среди прочего он анонсировал выделение из действующего Каталога питания ВСУ ряда пищевых позиции. Что это значит на практике, можно ли убрать из Каталога отдельные продукты и как это скажется на калорийности военного меню в интервью "Апострофу" известная волонтер, члена Общественного антикоррупционного совета МОУ Дана Яровая.
– О питании военных говорят часто. Тема стала достаточно болезненной после волны закупочных скандалов в МОУ. Но сегодня все продовольственные тендеры торгуют исключительно на Prozorro. Так какова средняя стоимость питания военного ВСУ? Действительно ли она слишком высока, чтобы еще экономить? По сравнению с кем или чем?
– На мой взгляд, сейчас мы находимся в рамках цен 110-115 грн до подача. Это стоимость питания одного военного в сутки. Поскольку МОУ закупает не только товар – именно продукты, а еще и логистическую услугу (когда поставщик везет еду вслед за бригадой, куда бы ее не передислоцировали), это уже даже не высокая цена. Это уже слишком низкая цена. И я вижу риск в том, что будут экономить на качестве.
– Известно ли Вам на сколько со стороны Государственного оператора тыла планируется сокращение Каталога? Какое количество из имеющихся там более 400 позиций продуктов для военных МОУ планирует оставить? В медиа речь идет о 30-35 позициях. Соответствует ли эта информация действительности и о каких именно продуктах идет речь? А какие из них МОУ больше закупать для военных не планирует?
– Это такая дискуссионная тема, потому что 409 позиций в каталоге продуктов питания – они не взяты просто так. Действующий Каталог, это стандарт НАТО. Он включает именно 409 позиций, потому что в нем все связано с калорийностью. Чтобы сейчас из Каталога выбросить или добавить, нужно посадить Научно-исследовательский институт и перечислить калорийность бойца в день. Ибо калорийность солдата в месте постоянной дислокации, калорийность солдата во время ведения боевых действий, калорийность солдата на больничной койке – это все разные показатели. И Каталог позволяет начпроду ее достаточно легко просчитывать, когда он производит заказ продуктов. Так огульно говорить о том, что мы сейчас что-нибудь выбросим из Каталога или добавим – без хорошо проработанной нормативной базы и просчитанной калорийности – нельзя. Если даже первые лица МОУ такое заявляют, то я считаю, что они недостаточно владеют вопросом.
Второе – будет ли сокращение позиций Каталога. По статистике из Каталога заказывается где-то 50-60% продуктов, в основном. Есть позиции, которые не заказываются. Поэтому смысл в том, чтобы его дорабатывать, наверное, есть. Но хочу подчеркнуть, что это большая и серьезная работа. Ведь если мы уйдем от калорийности, то вернемся к советской системе.
И потому, манипуляции о том, что мы сейчас на второе полугодие 2024 года изменим систему питания, по-моему, это просто – от неосведомленности в процессе. Кто просто еще не понимает, какое количество нормативных актов придется изменить, чтобы изменить систему питания ВСУ.
- Разделение товарной и сервисной составляющей на предусмотренных закупках питания по словам Аарсена Жумадилова, - означает ли это, что придется проводить несколько десятков отдельных тендеров на продукты, а затем еще несколько десятков тендеров на закупку услуг логистических компаний? Сколько времени могут продолжаться в таком случае закупочные процедуры? На какой срок планируется заключение договора?
– Я бы не хотела комментировать слова Жумадилова, пусть он сам их комментирует. Но разделение услуги питания: на продукты и на их доставку – против этого категорически выступают служба тыла МОУ и логистическая служба МОУ. Объясню почему.
Когда мы отошли от советской модели и перешли в Каталог согласно стандартам НАТО, предусматривающим не только покупку продуктов питания, но и услугу по их доставке, из КСЛ (службы логистики ВСУ) просто отпала эта функция довоза продуктов, отпала функция развертывания логистических хабов, отпала функция хранения и т.д. Сейчас все эти опасности несет поставщик. И действительно ВСУ в этом плане легче.
Вот из моих личных разговоров со службой тыла: они говорят, что их логистические машины это Уралы, которые потребляют топлива на 100 км по 100 литров. Это будет просто золотое питание. Что мы здесь хотим сэкономить в конечном счете? Я не знаю.
- В МОУ уже объявили о запуске пилотного проекта по выделению хлеба из Каталога и закупке его отдельно. Можете прогнозировать положительный эффект такого шага, какую-нибудь экономию?
- Есть план запустить пилотный проект – проторговать питание не по всему Каталогу, а по отдельным группам. Выделили хлебобулочные изделия и молочную продукцию. Но уже из нескольких рабочих совещаний понятно, что выходят производители и дают цены, которые значительно выше предусмотренных Каталогом. Что выйдет из этого проекта, пока неизвестно.
- Обсуждались ли предлагаемые изменения МОУ в части отказа от закупок услуги питания по системе Каталога с представителями Генерального штаба ВСУ? Какие итоги?
– Да, как я уже сказала. Об отношении КСЛ – подразделение службы логистики Генштаба. Они категорически против, потому что даже те логистические хабы, которые они имели до введения Каталога, они были расформированы, плюс в этих хабах нужно устанавливать холодильное оборудование, набирать людей, которые будут работать. Вы же понимаете, что такое развернуть логистический хаб. Кроме того, как только станет известно о существовании такого хаба, мы должны понимать, что это будет одной из первых целей нашего противника в условиях позиционной войны.
– Какое количество средств планирует сэкономить МОУ и Государственный оператор тыла, например, на год путем этих предлагаемых реформ: разделение услуги питания, отказ от Каталога?
– Вы знаете, постоянно идти в минус по питанию невозможно. Мы ведь не можем дойти до нуля. Когда мы выходили на Prozorro, цена подачи у нас была 155 грн на бойца в сутки. Первое Prozorro позволило нам заключить контракты по цене 114-124-136 грн, в зависимости от региона. Вот сейчас на первый квартал 2024 года, когда мы выходили на тендер, цена подачи была 139 грн. Мы сыграли – у нас есть цена 109 грн в сутки, 115 грн в сутки, 120 грн в сутки. Но ведь эта цена не может приближаться к нулю? Цена продуктов растет, существует инфляция, и говорить, что это будет какая-то мега-экономия – не будет. Мега-экономия была тогда, когда вышли из прямых договоров (между МОУ и поставщиком) на Prozorro, когда вернули здоровую конкуренцию. Тогда мы могли констатировать, что сэкономили где-то %30.
И вообще говорить о том, что цена будет уменьшаться нельзя, потому что в агентских услугах Государственного оператора тыла уже заложено 0,4%. И они уже увеличат каждую закупку на 0,4%.
– Какой же будет калорийность питания военного после отказа от каталожной системы?
– А вот это очень болезненный вопрос. Потому что, согласно советской системе, калорийность была слишком низкой. Именно поэтому в 2015 году начался переход на каталог НАТО, в котором абсолютно все связано на калорийности. Сейчас НАТовский Каталог позволяет повысить калорийность питания здорового мужчины. И отказ от Каталога, по моему мнению, не очень хорошая идея. Этот отказ приведет к тому, что мы вернемся к той же схеме питания, которая сейчас еще есть в Нацгвардии, у пограничников, в СБУ. Но все пограничники и СБУ, и Нацгвардия, и другие структурные подразделения – как только они попадают на линию столкновения, они питаются за счет ВСУ. Потому что только в ВСУ логистическая услуга включена в комплексную услугу обеспечения питанием. Все же остальные отдельно закупают только продукты.