Конфликт на украинско-польской границе продолжается. Несмотря на то, что 11 декабря состоялось деблокирование пункта пропуска "Ягодин-Дорогуск", польские перевозчики угрожают 18 декабря снова возобновить блокаду. Тем не менее, смена правительства в Польше дает надежду на то, что ситуация все же в ближайшее время изменится к лучшему. В интервью "Апострофу" глава Международной ассоциации польских предпринимателей в Украине Шимон Ващин рассказал об убытках, понесенных польскими компаниями и высказал мнение о стратегической важности сотрудничества двух стран.
– Расскажите о вашей организации? Правильно ли я понимаю, что вы – предприниматели – работающие одновременно и в Польше, и в Украине?
– Наша Ассоциация включает в себя фирмы с польским капиталом, работающие на территории Украины. Нашими членами являются владельцы и руководители этих компаний. Мы – единственное в Украине объединение польских предприятий, зарегистрированных в Украине. Сейчас это около 80 компаний – как крупные, так и средние и малые. Из крупных компаний могу назвать PZU, Кредобанк и авиакомпанию LOT.
- Насколько сильно блокирование польско-украинской границы коснулось вас?
– Непосредственно. Мы продаем в Украине товары, которые производим или покупаем в Польше. Так что нам не было чем заменить те товары, которые были заблокированы на границе.
- Насколько велик ущерб?
- У нас нет точных данных. Пока что каждая компания отдельно подсчитывает свои потери за период, по крайней мере, с 6 ноября по 6 декабря. Но думаю, если мы возьмем отчеты украинского Министерства финансов о том, сколько было импортировано польских товаров в октябре и сколько в ноябре, то увидим разницу в несколько миллиардов долларов. Уровень импорта упал где-то на 30%.
Лично я – генеральный директор компании Bolix, занимающейся фасадным утеплением домов. Мы не смогли привести ни одной машины товара из Польши в ноябре, и в декабре пока тоже не было поставок.
- Но фактически больше всего страдает последнее звено – украинские потребители.
– Фактически, так и есть. В ноябре цены на продукты в Украине выросли на 5-10%. Цены на сжиженный газ выросли на 30%. Страдают уже все слои населения.
Шимон Ващин также занимается в Украине волонтерством
– Вы общались с польскими перевозчиками?
- Диалог с ними постоянен. Потому что наши товары приезжают в Украину в основном через польские компании. И, например, из перевозчиков, с которыми я сотрудничаю каждый день на протяжении многих лет, ни одна компания не участвовала в блокировании. Я говорил с членами нашей Ассоциации – говорят, что тоже никто с перевозчиками, которые блокировали границу, не сотрудничал.
Дело в том, что перевозчики понимают, что открывается свободный рынок. Украина находится на пороге переговоров по вступлению в ЕС. Поэтому вопрос свободного рынка и целевой среды будет очень актуален в ближайшее время.
Просто об этом нужно говорить и знать такую математическую модель, которая позволит сосуществовать и работать, а не блокировать границы.
Маловероятно, чтобы Брюссель нашел решение, которое было бы успешным для польских перевозчиков, блокировавших границу. Но и блокирование недопустимо, потому что оно противоречит гуманитарным вопросам и важному для Польши стратегическому партнерству с Украиной. Польше нужно очень тесно работать с Украиной в плане государственной безопасности.
– И все-таки, известно ли вам, в чем заключается причина ситуации на границе?
- Прямое обоснование состоит в том, что польские перевозчики хотят, чтобы была возвращена система разрешений на выполнение логистических услуг для украинских перевозчиков.
Таких договоров выдавалось 165 тысяч в год. Из-за того, что в начале войны был заключен договор между Еврокомиссией и украинским правительством, система разрешений была отменена. Из-за этого увеличилось количество перевозок со стороны украинских компаний, и это отразилось на польских перевозчиках в смысле цены. Потому что украинские компании предоставляют свои услуги по чуть более низкой цене, чем польские.
Но вопрос разницы практически на уровне 15-20%. То есть это можно было в любом случае решить по дипломатическому пути и математической модели. В конце концов в виде дотаций от государства перевозчикам, но точно не блокировкой границы.
Однозначно не хватило переговорного процесса. К сожалению, ситуацию используют в политических целях. Но самая большая проблема, которая возникла и будет оставаться как минимум следующие несколько месяцев, это то, что мы как польские компании в Украине потеряли статус надежных партнеров, которые гарантированно привозят товар и выполняют все обязательства – будь то супермаркеты, строительные площадки или энергетическая система.
Второе их требование – это отказ от электронной очереди и третье – разрешение на пересечение границы пустых польских фур вне очереди.
Также они хотят заблокировать деятельность украинских компаний-перевозчиков, которые были созданы уже во время войны. Говорят, они могли быть созданы для предоставления услуг на территории ЕС по заниженным ценам.
И последнее – четкий контроль за техническими характеристиками приезжающих из Украины машин. Говорят, что техническое состояние украинских машин хуже, чем у польских.
- Есть еще такое мнение, что поляки просто хотят, чтобы украинские перевозчики привозили украинский товар в хабы на территории Польши у границы, оставляли его там, а уже польские перевозчики развозили его по ЕС.
– Я не слышал, чтобы среди официальных требований было именно такое требование. Но даже если оно есть, то оно будет неактуальным, потому что есть право свободной торговли, свободного передвижения. Такой подход имел бы фактически вид санкций для Украины. Препятствия свободному передвижению товаров или услуг противоречат нашей конституции и невозможны.
- Блокировка границы – это уже второй серьезный спор между Украиной и Польшей – первый был спор из-за украинского зерна. Почему наши политики не могут договориться?
– Очень много ошибок было допущено при регуляции перевозки зерна через Польшу. В дипломатическом плане очень много ненужных слов было сказано и со стороны польской, и со стороны украинской власти.
Но вопросы зерна тоже можно было вложить в определенную математическую модель. Все вопросы, касающиеся цен, решаемы.
Но был ряд дипломатических ошибок и, возможно, просто нежелание решить эту проблему стратегически. Потому что сейчас в Польше произошла смена власти. И старое правительство не решало вопрос деблокирования границы.
- Можем ожидать, что наши чиновники в конце концов договорятся?
– Мы фактически на первом этапе проблем, которые будут возникать на стыке цен между услугами или товарами в Евросоюзе и Украине. Фактически это будто большой танкер длиной 200 м меняет свой курс. Когда начинается маневр, ты слышишь скрип металла, но еще не видишь самого маневра. Только спустя некоторое время ты видишь, что маневр происходит. Фактически блокировка границ стала первым таким скрипом. И нужен очень вызревший процесс решения этих проблем.
Потому что сейчас еще начнется конкуренция между производителями курятины или энергоресурсов. И возникнет разница между интересами польских и украинских бизнесменов. Невозможно, чтобы каждая группа блокировала границы. Нам нужно понимание, что будут конфликты и что нужно начать этот диалог.
Шимон Ващин
- Как думаете, открытие переговорного процесса о вступлении Украины в ЕС изменит ситуацию?
– Я думаю, начало переговорного процесса может ускорить урегулирование вопросов. Я думаю, можно предоставить компенсацию польским перевозчикам. Можно ввести дотации для польских предпринимателей, которые будут терять на первом этапе вхождения Украины в ЕС. Это нормальное явление, но мы должны понимать, что оно займет несколько лет. Но абсолютно недопустимо для какой-либо группы блокировать границы.
Важно понимать, что сейчас разблокировкой по собственному усмотрению занялись польские гмины – города и общины, при которых есть пункты пропуска. Они деблокируют границы, учитывая вопросы безопасности их жителей. Местные власти делают это на основе заявлений, которые сделали мы – польские предприятия и организации. В этих заявлениях мы обращаемся официально к именно этим городам и главам общин, чтобы они обеспечили безопасный и спокойный переход через границу.
Но повторение блокировки возможно. Наверняка протестующие будут подавать в суд на общины и советы городов и захотят доказать правомерность свободы собраний и протестов.
На ускорение процесса регуляции на границе может повлиять, что в Польше уже создается новое правительство. Потому что предыдущее правительство было создано фактически на две недели, а новые министры наконец-то начнут принимать решения.
- Господин Шимон, наверное, украинцы – это нация, которая никогда не бывает всем полностью довольна. Уже скептически у нас относятся к Дональду Туску, на него возлагают не так много надежд по решению вопроса с перевозчиками. Как вы думаете?
– Победа Украины является польским интересом. Это стратегически важно для Польши, чтобы фронт остался далеко в пределах восточной Украины. Конечно, в интересах польских перевозчиков больше зарабатывать. Но это уже второстепенный вопрос.
Я думаю, что правительство Туска будет смотреть глобально и будет принимать решения в соответствии с масштабом значимости для безопасности Польши.
Я верю, что политика Туска будет дальновидной. Что она будет построена с перспективой на 7-10 лет. Я верю, что нынешняя коалиция победит на следующих выборах. И я думаю, для Украины и наших отношений будет полезно, если она вступит в ЕС при правительстве Туска. У этого правительства достаточно хорошие отношения с Еврокомиссией. Конечно, при принятии решений будут учитываться интересы Польши. Но, конечно, стратегически важна для нас безопасность Украины. Потому что от этого зависит безопасность Польши.