В новом правительстве Польши заговорили о возможности наложения 20-летнего эмбарго на сельхозпродукцию из Украины.
Видят проблемы в приобщении к агрорынку ЕС и фермеры Германии.
Какие сложности ожидают наш агрокомплекс во время интеграции в ЕС.
Торговые удары от Польши.
Украина от прихода к власти в Польше нового правительства под руководством Дональда Туска ожидала улучшения отношений между странами, но вместо этого представители нового правительства планируют ужесточение торговых ограничений для Украины.
И на этот раз речь идет не только о четырех позициях, как раньше, а обо всей агропродукции из Украины.
Напомним, Польша в одностороннем порядке запретила импорт украинской агропродукции с весны текущего года.
Решение Еврокомиссии в сентябре упразднить ограничения на ввоз украинских продуктов не повлияло на позицию поляков и других соседей Украины.
Сейчас предложение о закрытии польского агрорынка для Украины на 20 лет после вступления нашей страны в ЕС озвучил заместитель министра сельского хозяйства Польши Михал Колодзейчак.
“Нам нужно защитить свои интересы, например, как это сделала Германия, когда Польша вступила в ЕС – тогда рынок труда для поляков был заморожен на 8 лет.
Сегодня мы должны говорить о том, что агропродовольственная продукция из Украины – сырая и переработанная – не должна попадать в Польшу, например, в течение 20 лет после вступления Украины в ЕС”, – заявил он.
Чиновник уже пообещал принять соответствующие меры в ближайшее время.
В то же время, вряд ли это произойдет быстро из-за того, что не будет делаться без согласия Еврокомиссии, как это было при предшественниках из старого правительства.
Так что есть надежда на то, что в ЕС такую идею не поддержат.
“Есть определенные процессы, которые мы, поляки, не сможем остановить самостоятельно.
Это будет долгосрочный процесс, мы должны подготовить к нему Польшу и ЕС”, – добавил Колодзейчак.
С призывом немедленно ввести эмбарго выступила Ассоциация польских производителей сахарной свеклы.
Они аргументируют это тем, что после временной приостановки действия квот на импорт украинской сельскохозяйственной продукции в ЕС импорт украинского сахара вырос в десятки раз, и это больше всего ударило по предпринимателям соседних с Украиной государств ЕС.
“В последние месяцы в Польше и других странах, граничащих с Украиной, зафиксировано значительное падение цен на сахар, что ставит польскую промышленность и сельское хозяйство в менее конкурентное положение с партнерами из Западной Европы”,- заявили в польской ассоциации.
Предприниматели требуют запретить импорт украинского сахара в Польшу по примеру Словакии и Венгрии и просят министра сельского хозяйства продвигать в Брюсселе отмену решения о неограниченном доступе украинской сельхозпродукции на рынок ЕС, вернув существовавшие ранее квоты.
В то же время представитель Польской крестьянской партии Кшиштоф Пащик считает, что потенциальное эмбарго “не является правильным решением”.
По его словам, вопрос следует решать в переговорах с Украиной и ЕС.
Немецкие фермеры тоже выражают опасения.
В свою очередь, в Союзе фермеров Германии заявили, что вступление Украины в ЕС приведет к исчезновению семейного фермерства в странах Союза.
Угрозу себе европейские фермеры видят в аграрных холдингах Украины с земельным банком от 100 тыс.
Немецкие аграрии не уверены, что ЕС сможет справедливо распределить субсидии между семейными фермерами и украинскими компаниями.
Союз фермеров Германии требует от ЕС: сохранить для аграриев курс по защите окружающей среды, обеспечить конкурентоспособность европейских фермеров; способствовать смене поколений в агросекторе, поддерживая молодых фермеров, стимулировать развитие сельской местности и структуры сельского хозяйства.
В целом, по мнению немецких фермеров, структура и процесс финансирования должны стать намного проще и понятнее.
Важным здесь является улучшение координации системы финансирования между федеральным правительством и региональным правительством.
“Сельскохозяйственный бюджет ЕС и его эффективность для доходов фермеров должны быть увеличены.
Необходимы дополнительные компенсационные выплаты и финансирование для фундаментальных дополнительных требований, таких как защита климата и благосостояние животных”, - считают в Союзе фермеров Германии.
В Украине тоже видят проблемы.
В свою очередь, в Украине тоже понимают, что интеграция нашего аграрного комплекса в ЕС не будет легкой.
По мнению экс посла по особым поручениям МИД Украины Ольги Трофимцевой, если оставить европейскую агрополитику в том формате, который есть сейчас, то все понимают и ЕС тоже, что они нас “не потянут”.
По ее словам, европейская политика направлена, в первую очередь, на поддержку и развитие небольших землевладельцев, которые никак не сравнимы с украинскими крупными и средними аграрными формированиями с посевными площадями в сотни, тысячи и даже десятки тысяч гектаров.
К тому же, стоимость производства на огромных площадях и плодородных украинских почвах - копейки, по сравнению с выращиванием сельхозкультур на каменистых склонах гор, например, во Франции.
В свою очередь, министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба считает, что дискуссии по сельскому хозяйству будут самыми сложными во время переговоров о вступлении Украины в Евросоюз.
“Агрополитика ЕС вызывает и сейчас много нареканий внутри Союза”, - отметил Кулеба.
В то же время, он уверен, что аграрная политика ЕС может быть изменена как под давлением внутренних факторов, так и под влиянием перспективы членства Украины.
“Но я не вижу никакого риска, чтобы тема сельского хозяйства стала помехой на пути Украины к членству в ЕС.
Будут найдены решения”,– заверил министр.
Собственно, уже сейчас внутри ЕС об этом думают.
Там обсуждают реформирование аграрной политики.
В ЕС даже начали просчитывать сколько денег им понадобится для поддержки аграрного сектора Украины.
Планируется, что после получения полноценного членства в ЕС в течение семи лет наша страна получит 96,5 млрд евро в рамках Единой сельскохозяйственной политики ЕС (САР) и эта сумма самая большая из всех кандидатов на членство в ЕС.
Именно наша страна станет крупнейшим получателем субсидий, что не удивительно, ведь у нас больше всего сельскохозяйственных площадей - 41,1 млн га.
Виктория Хаджирадева.