В конце августа стало известно о назначении директором Департамента охраны культурного наследия КГГА известного юриста и адвоката Марины Соловьевой. Ее первым заместителем должен был стать не менее известный киевский активист и защитник культурного наследия Дмитрий Перов.
Соловьева в интервью OBOZ.UA рассказывает о первых результатах работы, планах на будущее, попытках вернуть Киеву памятники и противостояния со стороны правительства. А также о том, почему обещание назначить активиста его первым замом до сих пор не выполнено.
Вы уже несколько месяцев возглавляете департамент, до этого ни дня не работали на государственной службе. Как ваши впечатления? Может быть, к чему-то были не готовы?
Действительно, для меня предложение от городского головы занять эту позицию было неожиданным. Я не сразу согласилась, должна была подумать, потому что никогда не работала на государственной службе. Я была адвокатом долгие годы и много дел было связано именно с охраной культурного наследия, потому и согласилась. У меня уже есть определенный опыт, наработка.
Уже несколько месяцев я работаю. Это тяжело, но очень интересно. И я постараюсь оправдать доверие.
Что для вас было неожиданным в этой работе?
Меня удивило, и я буду об этом говорить с Киевским городским советом и городским головой, количеством работников в департаменте. Департамента очень нужны инспекторы и очень нужные юристы. Инспекторы необходимы для того, чтобы проводить мониторинг объектов, проводить инспекции. У нас очень мало инспекторов. А достопримечательностей – 3600. А юристы нужны для того, чтобы уже в судах защищать объекты, если предписания не были выполнены.
Бывает такое, что где-то разрушают прямо сейчас памятку в Шевченковском районе, на Подоле. А у нас даже инспекторов не хватает, чтобы уехать на место. Это проблема номер один для Департамента.
И сколько у вас инспекторов на 3600 достопримечательностей?
Всего 3.
А сколько нужно?
Я думаю, если бы было хотя бы 7-8 инспекторов, а желательно 10, то мы могли бы более тщательно проводить мониторинг и инспекцию. Мы бы регулярно смотрели, где там балкон пытаются достроить или в каком состоянии достопримечательности.
Наверное, когда согласились занимать должность, думали о том, что прежде хотите изменить. Какие первоочередные планы?
Нам очень нужно вносить изменения в Закон Украины "Об охране культурного наследия". Я уже в нескольких интервью говорила о том, что если разрушают памятник, то для физического лица это штраф в 1700 грн, а для юридического - от 17 000 до 170000 грн.
Юридическое лицо заплатит этот штраф и будет уничтожать памятник, чтобы построить там какой-то небоскреб. Я считаю, что Верховная Рада должна увеличить штрафные санкции за уничтожение памятников. Если там будет штраф размером в миллион или полтора или два миллиона, тогда это повлияет. Также необходимо ввести механизм принудительного выкупа заброшенных памятников в коммунальную собственность, учитывая, что ст. 21 Закона на сегодняшний день такая возможность предусмотрена, но не разработана процедура такого выкупа.
КГГА совместно с депутатами Верховной Рады Украины в 2018 году были наработаны некоторые изменения в закон. Проект Закона "О внесении изменений в некоторые законы Украины по усовершенствованию системы охраны культурного наследия" (регистр. № 8202 от 26.03.2018), был принят 19.06.2018 Верховной Радой Украины VIII созыва за основу.
Указанный проект Закона рассмотрен и поддержан в Комитете по вопросам культуры и духовности Верховной Рады Украины, однако снят с рассмотрения во втором чтении по причине необходимости рассмотрения законопроекта "Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного".
После избрания Верховной Рады Украины IX созыва, во время предварительного рассмотрения в Комитете Верховной Рады Украины по гуманитарной и информационной политике 02.09.2019 было единогласно предложено включить указанный законопроект (переходный № 0895) в Повестку дня заседания второй сессии Верховной Рады Украины IX .
Однако впоследствии по предложению Министерства культуры, молодежи и спорта Украины принято решение не рекомендовать Верховной Раде Украины включать указанный проект в повестку дня второй сессии.
Украина также должна ратифицировать Никосийскую конвенцию. В 2017 году Украина была подписантом этой конвенции. Она вступает в силу, когда пять стран ее ратифицируют, три из которых будут из Совета Европы. В 2022 году Венгрия была третьей страной Совета Европы, подписавшей эту конвенцию. Я считаю, что Верховная Рада должна ратифицировать конвенцию, и тогда у нас будет официально уголовная ответственность за уничтожение памятников.
Да, но вероятно это больше вопрос к парламенту….
Да, это вопрос к нашему Верховному Совету. В департаменте тоже очень много работы. Кроме пополнения списка памятников, мы также ежедневно занимаемся их защитой. Выезжают на место инспекторы, смотрят, что происходит, составляют акты осмотра. Если что-то угрожает памятке, то составляют предписание, которым останавливают работы.
Последний пример – ситуация на Владимирской, 95. Там происходит строительство, а рядом, на Владимирской, 93, находится культурная достопримечательность. Это дом с насекомыми. Очень интересный объект.
Мы остановили строительство. После этого застройщик вместе с ОСМД пришли в департамент и предложили определенные действия. Мы подписали договоренность о том, что застройщик вместе с ДББ отреставрируют памятник, сделают укрепление. Конечно, сначала будет научно-проектная документация, правильная консервация. И вот такое влияние на застройщиков – тоже наша работа.
Вы защищаете только те дома, имеющие статус достопримечательности?
Да, мы защищаем те здания, которые имеют статус достопримечательности. Но есть предложение, его инициировала община, Дмитрий Перов (киевский активист, защитник культурного наследия - ред.), чтобы все объекты старше 100 лет были защищены.
Специалисты Киевсовета и Киевской городской государственной администрации определили, что это должен быть регуляторный акт. Этот акт должен быть обнародован на сайте департамента и все заинтересованные лица смогут предоставлять свои предложения и замечания. После этого все это прорабатывается, делается экспертный вывод. Тогда регуляторный акт уже принимается Киевским городским советом
Процедура принятия регуляторного акта продолжалась. Общественные слушания длятся несколько месяцев, все предложения должны рассматриваться. Почему решили принимать это решение как регуляторный акт?
Хочу добавить, что на сегодняшний день, если в Департамент благоустройства обращаются за карточкой о нарушении благоустройства, коллеги обращаются к нам и выясняют, сколько лет в этом здании. Если у нас есть информация, что дома больше 100 лет, Департамент благоустройства не предоставляет карточку о нарушении. То есть, решение еще не принято, но мы уже в этом направлении работаем.
А почему именно регуляторный акт? Так определили юристы. Мы должны делать все по закону. Иначе любой застройщик, собственник, балансодержатель мог бы обратиться в суд и это решение отменили бы.
Также к такому выводу пришла постоянная комиссия Киевского городского совета по вопросам собственности и регуляторной политики в соответствии с Законом Украины "Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности"
Хочу спросить вас о Гостином дворе. Вы занимались вопросами защиты этого памятника в качестве юриста. Что сейчас с этим объектом? Есть ли шансы, что он будет реставрирован?
Мы 10 лет судились за Гостиный двор, вернули статус памятника культуры, через суд отменили решение Киевсовета о предоставлении земельного участка для реконструкции этого объекта. Также в судебном порядке было упразднено распоряжение КГГА о реконструкции Гостеприимного двора. Затем Гостеприимному двору вернули статус памятника архитектуры местного значения, а в дальнейшем – придали статус памятника национального значения.
Эти меры обеспечивают его сохранность и позволяют осуществлять только реставрацию.
Было желание бывшего министра культуры г-на Ткаченко забрать в управление гостеприимный двор. Он так и поступил.
Гостеприимный двор находится на балансе Софии Киевской. До сегодняшнего дня он находится в упадке, даже консервация не была проведена. Несколько раз Киев обращался в Кабмин с просьбой передать Гостиный двор из государственной собственности в коммунальную.
По сути, гостеприимный двор защитили киевляне и они очень хотят, чтобы он вернулся в Киев. Это вообще Жемчужина Подола. Но Кабмин отказал. Эта попытка была несколько раз и я считаю своей задачей снова обращаться в Кабинет Министров. Сегодня уже господин Ткаченко в отставке.
Если бы нам передали Гостиный двор, мы бы сразу сделали консервацию, чтобы дальше не разрушалась достопримечательность. А после нашей победы Киев обязательно восстановил бы гостеприимный двор, чтобы наши защитники уже пришли и увидели новый объект.
Подобная ситуация возникла и в отношении усадьбы Сикорского?
Одним из ценных объектов культурного наследия Киева является памятник национального значения – дом, в котором жил И. Сикорский – всемирно известный авиаконструктор, автор первых в мировой практике авиастроения многомоторных самолетов и вертолетов, человек, входящий в условный топперечень тех деятелей, которые своими изобретениями больше всего помогли человечеству.
Однако этот памятник, представляющий исключительную культурную ценность, находится в заброшенном состоянии, без защиты и заключенного охранного договора, под угрозой окончательного разрушения и уничтожения.
Действующие и крайне необходимые меры по привлечению и выделению средств, осуществлению всего комплекса работ по сохранению вверенного государственного имущества во исполнение требований охраны законодательства ни органом управления (Министерством обороны Украины), ни бывшим балансодержателем дома (ГП "Отель "Казацкий") более 20 лет не употреблялись.
Учитывая такое бездействие по сохранению объекта и его ненадлежащее состояние содержания, в 2015 году исполнительным органом Киевского городского совета (Киевской городской государственной администрации) инициирован вопрос передачи дома по адресу: ул. Ярославов Вал, 15-б в коммунальную собственность территориального общества города Киева. С этой целью Киевским городским советом принято решение от 28.11.2017 № 556/3563 "О предоставлении согласия на безвозмездное принятие в коммунальную собственность территориальной громады города Киева зданий, целостных имущественных комплексов учреждений культуры, физической культуры и спорта" (с изменениями и дополнениями), которым дано согласие на безвозмездное принятие в коммунальную собственность территориального общества города Киева, в том числе дома им. И. Сикорского на ул. Ярославов Вал, 15-б.
Киевской городской государственной администрацией принимались все возможные меры, направленные на решение вопроса передачи объекта в коммунальную собственность территориального общества города.
Так, по результатам проведенных с представителями Министерства обороны Украины консультаций, с целью соблюдения обязательных требований, предусмотренных положениями Закона Украины "О передаче объектов права государственной и коммунальной собственности", обеспечено внесение в государственный реестр прав записи о регистрации за государством в лице Министерства обороны Украины право собственности на дом им. Сикорского по адресу: ул. Ярославов Вал, 15-б.
В то же время, отсутствие воли Министерства обороны Украины и ГП "Отель "Казацкий" на обеспечение сохранности здания создавало реальную угрозу его окончательного уничтожения.
Мне известно, что когда министром обороны был Резников, он подписал согласие на передачу дома Сикорского в коммунальную собственность. У нас есть коммуникация с корпорацией и с фондом Сикорского. Они бы очень хотели участвовать в восстановлении этого дома. Их план – сохранить его и сделать там музей.
Но опять же обращаемся в Кабмин и получаем отказ. Дом Сикорского вообще в таком разрушительном состоянии там на крыше растут деревья, деревья и на балконе. Дом нужно спасать.
Чтобы вы ответили тем, кто говорит, что сейчас не время тратить средства даже на консервацию достопримечательностей?
За что у нас идет война? Она идет за нашу идентификацию, за наш язык, за нашу культуру и наше культурное наследие. Мы должны знать, кто мы, где мы, откуда пришли. Должны помнить, кто наши родители. Когда построили Десятинную церковь в 966 году, тогда еще нашего славного соседа вообще не было. Мы должны нашим детям передать то, что получили от родителей, иначе не может быть.
Сегодня Московия и русская хочет унести, украсть наши археологические достижения, наши культурные памятники. Я считаю, что мы должны с детства учить детей, как относиться к культуре, языку и культурному наследию.
В соответствии с международным законодательством охрана и сохранение памятников являются первоочередными мерами даже в период войны.
Хочу спросить о Дмитрии Перове. Вы упоминали его инициативу. Он должен быть назначен вашим заместителем, его кандидатуру на должность директора департамента поддержали петицией, была новость, что он станет первым замом. А сейчас он заявляет, что его предназначение тормозят. Что происходит?
Действительно, Дмитрию было предоставлено предложение стать первым заместителем директора департамента. Есть обычная процедура, она должна принести документы. Это диплом, трудовая книжка и т.Д. Дело в том, что он должен занять должность категории "Б", а для этого у него должно быть два года опыта на руководящей должности или на госслужбе.
Он принес пустую трудовую книжку, где никакой записи нет. Предыдущую книгу он потерял. Но нам нужна информация об опыте работы. Тогда он предоставил выписку из реестра застрахованных лиц. У него действительно есть опыт работы в общественных организациях и не только. Но, к сожалению, ни одна из его должностей не была руководящей.
Согласно Закону Украины "О государственной службе" лицо, претендующее на должность категории "Б", должно иметь опыт работы либо на госслужбе, либо на руководящей должности любые организации по меньшей мере два года. Он предоставил документ о том, что был избран почетным президентом. общественной организации Зеленая волна.
Также Дмитрий Перов предоставил протокол общественной организации Молодежная общественная организация Украинского Студенческого Союза. Там сказано, что он избран председателем контрольно-ревизионной комиссии союза. Специалист из отдела кадров проработала документацию, провела проверку согласно классификатору, обратились в аппарат КГГА. Департамента был предоставлен ответ: должность главы контрольно-ревизионной комиссии согласно закону не считается руководящей должностью.
Тогда я предложила Дмитрию Анатольевичу должность главного специалиста с возложением на него исполнения обязанностей первого заместителя директора-заведующего сектором, но Перов отказался от этого предложения. Дмитрий был бы очень полезен в департаменте. Он активный молодой человек, профессиональный. Он бы был в состоянии многое делать. И я была бы очень заинтересована в сотрудничестве. Но я не могу нарушить закон и назначить его замдиректора без необходимого стажа. Иначе я буду отвечать за это.
В частности, при незаконном принятии на работу специалиста и безосновательного расходования бюджетных средств на его заработную плату предусмотрена уголовная ответственность.