В 2019 году режиссер Джеймс Мэнголд выпустил фильм Ford v Ferrari, который у нас перевели как «Аутсайдеры». Кино позволило прикоснуться к миру автомобилей и гонок, который в середине 20 века находился в очень интересном положении. Ford v Ferrari вспоминается сам собой, когда речь заходит о «Феррари» Майкла Манна. Но акценты у этих фильмов совершенно разные. Рассказываем, каким получилось новое кино Манна, в нашей рецензии.
Плюсы:
интересная подача истории Энцо Феррари и близких ему идей; множество интересных режиссерских решений; как биографическая драма фильм получился высшего уровня; актерская игра Драйвера и Крус
Минусы:
композиция сцен, особенно в первой половине фильма, может показаться слишком сумбурной; некоторые сильные стороны не раскрыты в должной мере
«Феррари» / Ferrari
Жанр биографическая драма
Режиссер Майкл Манн
В ролях Адам Драйвер, Пенелопа Крус, Шейлин Вудли, Габриэль Леоне, Сара Гадон
Премьера кинотеатры
Год выхода 2023
Сайт IMDb
Сюжет фильма основан на биографической книге Enzo Ferrari: The Man, The Cars, The Races, The Machine за авторством Брока Йейтса. История фильма концентрируется на сложном периоде в жизни Энцо Феррари (Адам Драйвер). Он тяжело переживает смерть сына Альфредо, а в отношениях с женой Лаурой у него серьезные проблемы. Трудности находят отражение в ситуации с заводом Ferrari, который оказывает под угрозой банкротства. Единственным утешением Энцо становится его любовница Лина (Шейлин Вудли) и внебрачный сын Пьеро. Однако Феррари не намерен сдаваться, потому делает ставку на ближайшую крупную гонку, которая должна помочь исправить положение дел в его бизнесе.
При беглом просмотре или прочтении сюжета может показаться, что фильм фокусируется на конкретном промежутке жизни Энцо Феррари. Но выбранное время — всего лишь призма. Если цепляться за нее, то вы обнаружите в «Феррари» невероятно рваный монтаж, который слишком хаотично прыгает от одной сцены к другой. Из-за этого свою первую половину фильма будто только собирается разгоняться, что иронично, учитывая впечатляющую скорость автомобилей Ferrari.
«Феррари» нужно смотреть не как историю о событиях, но как историях о людях. Именно о людях, во множественном числе, потому что сам Энцо — лишь точка фокуса сценария. Он тут почти постоянно находится в кадре, но далеко не всегда играет ведущую роль в отдельных сценах. Такой подход делает «Феррари» более комплексным, сложным для восприятия фильмом.
Сам Феррари в фильме получился сложным персонажем, который даже зрителей не особо подпускает к себе. Адам Драйвер пополнил свое портфолио ролей очередным отличным образом, который, впрочем, в некоторых ощутимых местах слишком сильно пересекается с его Чарли Барбером из «Брачной истории». Но за Драйвера очень хочется радоваться, ведь он уже которой своей ролью утверждает свой статус одного из самых талантливых актеров текущей эпохи Голливуда.
Таланты Драйвера меркнут, когда на экране появляется героиня Пенелопы Крус. Именно она кажется главной звездой «Феррари». Актриса может простой сменой взгляда передать целую плеяду комплексных эмоций. Причем к какому-то конкретному архетипу ее отнести не выйдет, слишком много нюансов сплетаются воедино в образе Лауры Феррари.
За драмой людских сердец нюансы автомобилестроения и мира скоростных гонок немного отходят на второй план. Манн при этом очень удачно показывает, как личная жизнь просачивается в публичный образ и трудовую деятельность Энцо. Что-то подобное пытался провернуть недавний «Наполеон» Ридли Скотта, но делал это более прямолинейно, из-за чего местами выглядел неуверенно и наивно. «Феррари» оперирует материями потоньше, из-за чего получился более пронзительным и искренним.
Однако и автомобили, и гонки в фильме все-таки присутствуют. «Феррари» не грузит вас всеми нюансами автомобилестроения своего времени. Можно порассуждать, что это как раз упущенная возможность, потому что те несколько сцен, в которых Энцо объясняет сложные инженерные вещи простым языком, получились очень завлекающими. Но многие подробности кино опускает, отдавая предпочтение другим своим достоинствам.
Гонка в фильме по сути всего лишь одна и она служит кульминацией всей истории. В ней личные переживания Энцо и его карьерные амбиции сталкиваются с суровыми реалиями времени. Тут Манн не особо жалеет своих зрителей, оставляя для решающего момента очень провокационную сцену. Она резко выделяется на фоне всего остального хронометража и врезается в память, моментально меняя тональность истории. И это примечательно, что в «Феррари» нашлось место даже для такого момента.
Кино показывает мир гонок без лоска, богатство людей — без хотя бы крох сопутствующего облегчения, а гоночные автомобили — без свойственного им престижа. И все равно местные локации дышат вознесением. Складывается впечатление, что в Италии будто невозможно иначе.
«Феррари» отличается еще не самым обычным использованием музыкального сопровождения. Музыкальные треки тут включаются очень резко, практически навязывая свое присутствие во многих сценах. Но в итоге они создают свое уникальное настроение. Даже звучание музыки не совсем похоже на стандартные голливудские саундтреки. Музыка «Феррари» более самобытна — прямо как и фильм в целом.
Вывод:
«Феррари» — кино в первую очередь про людей, а не про автомобили. Оно показывает, насколько тонкими бывают связи в жизнях богатых и якобы успешных людей. Манн делает это через свое видение и отличную актерскую игру местных звезд, пускай в некоторых моментах все равно хочется большего.