Маркировка на продуктах: что нужно знать потребителям
В Украине требования к маркировке продуктов регламентируют соответствующим законом. Но с началом полномасштабного вторжения РФ, эти правила несколько упростили. Издание "РБК-Украина" рассказало, что должны знать потребители о маркировке продуктов и какая информация должна содержаться на этикетке.
Маркировка продуктов: для чего она нужна
Маркировка позволяет потребителю получить исчерпывающую информацию о интересующем его товаре.
Так, в Украине действует закон "Об информации для потребителей о пищевых продуктах". В документе прописаны правила маркировки, перечень необходимой информации и порядок ее размещения на этикетках продуктов.
В законе отмечено, что информация о продукте не должна вводить в заблуждение. Так, запрещается приписывать свойства товара или вероятные последствия его употребления, подчеркивать отдельные параметры. Например, писать на упаковке о лечебном эффекте (если речь не идет о природных минеральных водах или товарах специального медицинского назначения).
Какая информация должна быть указана на этикетке продуктов
На этикетке должно быть указано:
- Название пищевого продукта.
- Список и количество ингредиентов, указание вспомогательных материалов, используемых для переработки.
- Наличие аллергенов. Должны быть выделены отдельным цветом, шрифтом.
- Вес или количество продукта в установленных единицах измерения.
- Минимальный срок годности или дата "Употребить до".
- Условия хранения/использования.
- Питательная ценность: энергетическая ценность, содержание жиров, насыщенных жиров, углеводов, сахаров, белков и соли.
- Наименование и местонахождение оператора рынка пищевых продуктов. Для импортируемых пищевых продуктов – наименование и местонахождение импортера.
- Страна происхождения/место происхождения. Указывается, если отсутствие такой информации может ввести потребителя в заблуждение; для отдельных типов мяса; если страна происхождения пищевого продукта не совпадает со страной основного ингредиента.
- Инструкция по использованию – если ее отсутствие может осложнить использование продукта.
- Для напитков с содержанием этилового спирта более 1,2% – информация о фактическом содержании спирта.
- Отметка "с ГМО" – при наличии генетически модифицированных организмов (ГМО), если их доля превышает 0,9% в любом ингредиенте пищевого продукта.
Отметка "без ГМО" наносится по желанию, но отсутствие ГМО в продукте должно быть подтверждено в соответствии с требованиями законодательства. Достаточно для нанесения отметки является отсутствие данных от поставщиков о наличии в ингредиентах пищевого продукта ГМО.
Если продукт нефасованный (сахар, крупы), то информация о нем также должна быть доступна потребителю и отмечена на стендах рядом с товаром.
Ранее мы писали, должен ли покупатель платить за случайно разбитый товар в магазине.