Конечно, суммы западной помощи Украине важны, от объема поддержки напрямую зависит возможность страны выжить в этой войне. Но ритмичность поддержки важна не меньше, может, даже больше. Планирование в разгар военных действий — задача невероятно сложная, но возможная, если есть хоть какие-то точки опоры. В первый военный год, когда процедуры поддержки Украины не были отлажены, выполнение государством своих обязательств в условиях в разы возросших бюджетных трат потребовало от НБУ эмиссии в 400 млрд грн. Печать денег не проходит бесследно для экономики, являясь одной из основных причин девальвации и инфляции. Уже ко второй половине 2022-го украинский Минфин буквально трубил о том, что Украине необходимы как альтернативные источники финансирования, так и ритмичное его поступление, чтобы не приходилось запускать печатный станок НБУ с риском для обескровленной экономики.
К счастью, в 2023-м и объемы поддержки и, главное, ее ритмичность вышли на необходимый уровень, обеспечив не только стабилизацию и полный отказ от эмиссии, но и возможность для смягчения политики НБУ и даже более оптимистичные экономические результаты. Однако в 2024-й Украина входит уже без уверенности в завтрашнем дне.
При этом ни один из отечественных аналитиков уже не прогнозируетзавершения войны в 2024 году.
По результатам проведенного Центром экономической стратегии (ЦЭС) обзора официальных и неправительственных макропрогнозов на 2024 год сложилась следующая контурная картинка: нынешний год мы пройдем, причем даже с ростом экономики, а вот 2025-й — в тумане.
Как отметила замдиректора ЦЭС Мария Репко, к концу года оптимизм неправительственных экспертов несколько угас по сравнению с августом — примерно от восьми процентов роста (по максимуму) до четырех. Но все-таки речь идет о росте. Индекс потребительских цен снизился. Так, если в августе повышение цен прогнозировали на уровне 12%, то в декабре — не более 10% (однако это все равно вдвое выше, чем в прошлом 2023-м).
А вот дефицит бюджета в 2024-м ожидается чуть ниже, чем в 2023-м. Но это все равно больше 40 млрд долл., и это астрономическая сумма. При этом на текущее финансирование и погашение еврооблигаций необходимо 50 млрд долл. Причины такой ситуации объясняются одним словом — война.
Международная помощь, включая гранты, оценивается приблизительно в 35 млрд долл. Разнос экспертных оценок размеров зарубежной помощи — от 30 до 40 млрд долл. Средний разрыв между реальными потребностями в финансировании и прогнозами составляет 16 млрд долл. Он будет покрываться за счет внутреннего государственного займа и других источников. Государственный долг при этом вырастет в 2024-м до 91% ВВП. Для сравнения, в 2023-м он составил 83%.
Что касается курса гривни по отношению к доллару США, то наиболее пессимистический прогноз — это 44 грн/долл. В среднем же ожидания колеблются вокруг курса 40 грн.
Резервы НБУ составят чуть более 40 млрд долл. Здесь без сюрпризов и разноголосицы среди экспертов. Но есть оптимисты, которые утверждают, что резервы могут вырасти до 45 млрд долл. Еще одна капля меда в бочку дегтя — морской экспортный коридор расширится, хоть и ненамного. Блокада на границах с ЕС будет снята.
Мнения экспертов, проанализированных ЦЭС, распределились следующим образом: госчиновники были более оптимистичны, независимые эксперты — менее.
Как смотрят в будущее независимые аналитики
Наиболее мрачным был прогноз эксперта Венского института международных экономических исследований (WIIW) Ольги Пиндюк. По ее словам, если международная помощь и будет предоставляться, это не будет настолько ритмично, как до сих пор. «Очень вероятно, что помощь будет предоставляться в меньших объемах, — подчеркнула она. — Венгрия будет все блокировать, и придется искать какие-то варианты. Это будет нелегко». Эксперт отметила, что сокращение военной помощи также будет больно бить по экономике Украины, и перспективы вырисовываются не очень радужные.
По мнению начальника аналитического отдела Sense Bank Алексея Блинова, по итогам года мы получим где-то 40 млрд долл. международной помощи. Это вполне комфортная цифра. Впрочем, и реализация пессимистического прогноза — 30 млрд долл. — не угрожает финансовой стабильности, но если речь будет идти о 25 млрд долл. и ниже, то это уже прямая угроза, по мнению Блинова.
«У нас все расходы, кроме военных, финансируются за счет международной помощи», — подчеркивает ведущий эксперт Института экономических исследований и политических консультаций Александра Бетлий. Она напомнила, что в США до сих пор нет решения по финансированию Украины и что финансирование со стороны ЕС заблокировано.
Она считает: «Мы ждем положительных решений в январе-феврале и должны этот короткий промежуток времени прожить».
Глава департамента макроэкономических исследований группы ICU Виталий Ваврищук отметил, что, по его мнению, 2024 год в макроэкономическом плане будет относительно спокойным. Что касается инфляции, никто даже гипотетически не допускает, что она может выйти из-под контроля. Это будет либо восемь, либо десять процентов. Он также выразил надежду, что НБУ продолжит контролировать валютный рынок, и никаких угроз для его стабильности не предвидится. Не будет существенно меняться и учетная ставка НБУ.
Прогнозы государственных мужей
Министр финансов Украины Сергей Марченко согласился, что, действительно, сейчас существует проблема с ритмичностью финансирования на этот год. «Мы видим это финансирование. Мы видим, что эта потребность будет закрыта в полном объеме, какой мы предполагаем. У нас нет никаких сомнений», — говорит он.
Сергей Марченко отмечает: «Сейчас почему-то не поднимается вопрос о существующих рисках. А риски у нас есть в январе-феврале… поскольку принятых решений недостаточно для того, чтобы мы самостоятельно смогли справиться». Глава Минфина подчеркнул, что уже работает механизм плана «Б». «Мы будем максимально приближать ресурсы, которыми располагаем, к январю-февралю», — добавил он. По его словам, объемы займов будут увеличены. «То есть мы думаем над тем, каким образом нам обеспечить необходимую ликвидность в течение января-февраля. Ситуация не является критической. Просто мы понимаем, что в течение этого периода нам необходимо будет максимально полагаться на внутренние ресурсы», — подчеркнул министр.
И в этом с ним солидарны независимые эксперты.
Заместитель министра экономики Украины Алексей Соболев отметил, что, несмотря на риски, в его ведомстве ждут в этом году экономического роста. По его словам, можно говорить о 4,6% роста, хотя никто не знает, как оно будет на самом деле. «Но мы уже не говорим о падении, а говорим о росте», — подчеркнул замминистра экономики. Однако заметил при этом, что одним из основных факторов роста есть и будет экспорт. Но если экспорт будет расти, то инфляция ускорится. А вот объемы импорта будут снижаться. Этот тренд заложен в бюджетную модель и уже оправдывает себя.
Заместитель главы Национального банка Украины Сергей Николайчук отметил, что правительственные и неправительственные прогнозы близки к консенсусу, включая риски, которым подвергается экономика. При этом, по его словам, этой зимой, благодаря усилиям ВСУ, не столь актуальны риски разрушения врагом объектов энергетического сектора.
Говоря об успехах монетарной политики, Сергей Николайчук отметил, что если еще в январе 2023-го шла речь о сохранении учетной ставки НБУ на уровне 25%, то сейчас она составляет 15%. При этом есть определенные предпосылки для дальнейшего снижения учетной ставки. Но такое будет возможно, если не будут реализовываться риски относительно внешней поддержки.
***
Итак, суммируя: наступивший год будет годом роста экономики, но при условии сохранения внешней поддержки в объеме не менее 30 млрд долл. При этом учетная ставка НБУ будет демонстрировать тенденцию к снижению. Рост объемов экспорта несколько ускорит инфляцию, но она не будет выше 8–10%. Курс доллара прогнозируется в пределах 40 грн. И самое главное, но и самое печальное — пока нет никаких гарантий, что помощь будет предоставляться в необходимом объеме и своевременно. А значит, риск того, что нынешний сдержанный оптимизм сменится пессимизмом, высок, особенно учитывая, что активная фаза войны, развязанной Россией против Украины, в 2024 году, вероятно, не закончится, что может потребовать от Украины очередных непредвиденных расходов.