Коридор солидарности: о чем на самом деле говорит блокировка границ
Коридор солидарности: о чем на самом деле говорит блокировка границ

Коридор солидарности: о чем на самом деле говорит блокировка границ

Неожиданный вывод о блокировании границ европейскими фермерами

Аграрии соседних стран продолжают блокировать украинскую границу. 13 января румынские фермеры блокировали движение грузовиков через пункт пропуска Порубное – Siret. Именно румынский город Сирет является конечным пунктом 440-километровой Autostrada Moldovei, строительство которой должно стать важным маршрутом транспортировки украинской продукции в черноморские порты балканских стран.

Эмоций много, но что происходит на самом деле? Телеграф решил разобраться, есть ли российский след в акциях протеста фермеров, и как это связано с успехами ВСУ на Черном море.

Экономический фундамент обороны

Аграрный экспорт — важный источник валютной выручки и наполнение украинского бюджета. В 2021 году доля продукции агропромышленного (АПК) и горно-металлургического комплексов (ГМК) в общем экспорте страны превысила 70%. Приблизительно такая доля приходилась на эти две отрасли уже много лет. Украина, обладая хорошо развитой портовой инфраструктурой на Черном и Азовском морях, самостоятельно обрабатывала огромные экспортные потоки зерна, руды и металла.

После потери металлургических заводов Мариуполя доля ГМК в экспорте снизилась, а доля АПК увеличилась. Поэтому обеспечение стабильных транспортных маршрутов по экспорту сельхозтоваров стало важнейшей задачей украинского правительства. Это прекрасно знал агрессор и, чтобы лишить нашу страну валютных поступлений, устроил морскую блокаду с первых дней вторжения.

Перевалка основных экспортных грузов по украинским портам

Европейские "Коридоры солидарности"

Значение логистики для выживания украинской экономики понимали и наши западные союзники. Евросоюз стремился поддержать экономику Украины и поставил себе задачу "дать Украине возможность экспортировать желаемые товары, а также значительно улучшить связи с Европой как для экспорта, так и для импорта".

Уже в мае 2022 года Еврокомиссия приняла План действий по созданию Линейной солидарности для содействия экспорту сельскохозяйственной продукции из Украины и двусторонней торговли из ЕС.

План предусматривал создание альтернативных логистических маршрутов с использованием всех видов транспорта, которые связывают Украину с морскими портами ЕС. Кроме того, Еврокомиссия предложила отменить все неуплаченные пошлины, а также принять меры торговой защиты по украинской продукции, в частности квоты на импорт в страны ЕС продуктов АПК.

"20 миллионов тонн зерна должны оставить Украину менее чем за три месяца, используя инфраструктуру ЕС. Это гигантская задача, поэтому крайне важно координировать и оптимизировать логистические цепочки, создавать новые маршруты и избегать, насколько это возможно, узких мест", — описала задачу Еврокомиссар по транспорта Адина Валеан, стоящих перед Евросоюзом. Развитие событий показало, что ЕС не справился с этой гигантской задачей.

Новые маршруты украинского зерна

В то время никто не понимал, сколько продлится российская блокада черноморских портов. Поэтому европейцы отметили организацию новых маршрутов для украинского экспорта и импорта, прежде всего, железной дорогой в польские порты на Балтике и в румынские порты на Черном море. В пиковые периоды Укрзализныця загружала в свои вагоны до 1,5 миллиона тонн зерна в сутки. Однако на границе движение украинских поездов с зерном становилось очень медленным. Разная ширина железнодорожного пути в Украине и ЕС не позволяла быстро опрокинуть весь украинский урожай в порты.

Вторым направлением для украинского зерна стал речной маршрут в коридоре Рейн-Дунай. Узким местом этого коридора был румынский участок в нижнем течении Дуная. Например, навигационное оборудование на Сулимском канале в устье реки не позволяло проводить суда в темное время суток. Еврокомиссия выделила для решения этой проблемы 126 млн. евро и Румыния в короткие сроки модернизировала инфраструктуру на речных маршрутах и портах. Благодаря этим мерам украинские порты на Дунае значительно нарастили перевалку грузов. В 2022 году речники обработали почти треть всех грузов вместо традиционных 2-3 процентов.

Европейские фермеры под лавиной украинской агропродукции

Попытки перевезти зерно в европейские порты по суше привели к неожиданному эффекту. Некоторые украинские зернотрейдеры не довозили свою продукцию в порты для отправки в Африку, а продавали ее сразу после пересечения границы в соседних Польше, Румынии, Венгрии и Словаки. Таким образом, они экономили на транспортных расходах, пользуясь отменой квот на продажу продуктов АПК.

Как результат, в 2022 году Польша и Румыния, никогда не входившие в топ-20 основных потребителей украинской агропродукции, стали крупнейшими покупателями украинских сельскохозяйственных товаров в мире. Например, в 2021 году Румыния купила украинского зерна на $1,8 млн, а в 2022 году — почти на $2,5 млрд. В 2022 году в десятку крупнейших покупателей продукции украинского АПК вошли также Венгрия и Болгария (ранее не импортировавшие агропродукцию в крупные объемах), вытеснив из топ-10 Индонезию, Иран, Пакистан, Ливию и Тунис. Лавина украинской агропродукции, ринувшейся в Европу, не на шутку испугала местных фермеров. Они пытаются остановить этот поток, блокируя автомобильные пункты пропуска на границе и требуя возобновить квотирование импорта агропродукции.

Кто страдает блокадой пограничных переходов?

На самом деле блокада автомобильных пограничных переходов очень слабо влияет на завоз украинской агропродукции в Европу. Однако акции протеста значительно усложняют импорт многих товаров в Украину. И вот почему. В 2022-23 маркетинговом году экспорт зерновых из Украины составил около 49 млн. тонн. По меньшей мере, 59% этого объема было перевезено через украинские порты на Черном море и на Дунае. Остальные перевезли по железной дороге через западную границу. И гораздо меньший объем сельскохозяйственной продукции был вывезен автотранспортом. Автомобильные маршруты обычно используют небольшие зернотрейдеры, вывозя мелкие партии агропродукции.

Другое дело – импорт. Через морские порты в 2022 году наша страна импортировала всего 10,5 млн тонн. Большая часть – топливо и смазочные материалы. Специфика других товаров, импортируемых в Украину (комплектующие, мебельная фурнитура, электронное оборудование, запчасти, бытовая техника, текстиль, фарма, рыба, алкоголь и т.п.) обуславливает их транспортировку автомобильным транспортом. Именно эти грузы круглосуточно остаются заблокированными на границе из-за акций протеста. Страдают от блокады не крупные агротрейдеры, а предприятия, которые имеют кооперативные связи с европейскими партнерами и обычные потребители.

ВСУ возвращают украинское зерно к Черному морю

Вынужденный эксперимент с сухопутными коридорами для украинской агропродукции подтвердил давно известную истину: альтернативы морским перевозкам зерна не существует. После того, как ВСУ разблокировали одесские порты и "зерновой коридор" в Черном море, приблизился к плановой мощи, маршруты украинской агропродукции через Польшу, Словакию, Румынию стали экономически непривлекательными. К примеру, польский порт Щецин уже сократил перевалку железной руды в конце 2023 года. Из-за того, что украинские металлурги, которые использовали это направление для экспорта в начале вторжения, после разблокирования Черного моря вернулись в одесские порты. "Польское направление в несколько раз дороже, а время доставки продукции значительно больше", — комментирует ситуацию специализированный сайт gmk.center. Следом за металлургами польский, а также другие сухопутные маршруты покидают и украинские аграрии. Им также невыгодно везти зерно в Африку и Азию вокруг Европы. То есть, поляки своими забастовками создают себе немалую проблему на будущее. Ведь та же румынская дорога Autostrada Moldovei заберет у них часть грузов, которые разъедутся другими портами.

Выходит, что решение европейских фермеров бастовать — верное. Но вместо блокирования украинской границы они должны требовать от своих правительств защиты черноморского "зернового коридора" от российских атак. То есть увеличение поставок оружия нашей стране.

Теги по теме
Польща
Источник материала
loader
loader