Иран задел "ядерного" соседа. Что значит обмен ударами с Пакистаном и чего ждать
Иран задел "ядерного" соседа. Что значит обмен ударами с Пакистаном и чего ждать

Иран задел "ядерного" соседа. Что значит обмен ударами с Пакистаном и чего ждать

Ночью Пакистан скопировал гибридную атаку соседей

На Ближнем Востоке еще одно обострение, на этот раз искры пролетели между Ираном и Пакистаном. Соседние страны обменялись сериями ракетных обстрелов, попав в лагеря военизированных групп друг друга. Обе страны представили свои атаки как нападения именно на повстанцев-террористов.

Помимо хитрости упомянутых обстрелов, их делает необычным, что это первый ракетный удар по Ирану после ирако-иранской войны в 1988 году. Да и у Пакистана есть ядерное оружие, угрожая предоставить любому конфликту новые опасные краски. Телеграф рассказывает об этом подробнее:

Обстрел Пакистана

Иран 16 января обстрелял ракетами и дронами территорию Пакистана, в частности, деревню в большой юго-западной пограничной провинции Белуджистан, что привело к гибели двоих детей и разозлило власти страны. Исламабад отозвал посла из Тегерана и заявил о праве на ответный удар.

"Удар по территории Пакистана привел к смерти 2 невинных детей и ранения 3 девушек. Это нарушение суверенитета Пакистана абсолютно неприемлемо и может иметь серьезные последствия. Пакистан всегда заявлял, что терроризм является общей угрозой для всех стран региона, требующего скоординированных действий. Такие односторонние. действия не отвечают добрососедским отношениям и могут серьезно подорвать двустороннее доверие", — говорится в сообщении МИД Пакистана.

Но в Иране объяснили, мол, ракеты были нацелены на две базы боевиков группировки Джаиш аль-Адль в Белуджистане. Пакистанцев среди жертв не было. Министр иностранных дел Ирана Хосейн Амир-Абдоллахиан, выступая в Давосе, настаивал, что целями нападения не были граждане Пакистана, а только члены Джаиш аль-Адль. Атака стала ответом на недавние нападения группировки на иранский город Раск в юго-восточной провинции Белуджистан.

"Джайш аль-Адль" ("Армия справедливости") является этнической мусульманской группой белуджей-суннитов. Это суннитская боевая группировка, которая заявляет, что борется за религиозные права суннитов в приграничной иранской провинции Белуджистан. В то время как государственной религией Ирана является шиитское мусульманство. Боевики неоднократно совершали вылазки на иранскую территорию, в декабре группировка взяла на себя ответственность за нападение на полицейский участок в Иране. "Джайш аль-Адль" внесена Ираном в черный список как "террористическая" группа.

Обстрел территории Ирана в ответ

18 января Пакистан делает зеркальный шаг и обстреливает ракетами Иран, заявляя, что также целил только у террористов, тем более своих, пакистанских. В официальном сообщении говорится, что удары поразили "хранилища террористов" в юго-восточной иранской провинции Систан-Балучистан. Президент Пакистана Ариф Алви говорит, что его страна уважает суверенитет и территориальную целостность всех государств, ожидая того же отношения со стороны других стран. Пакистан назвал "ответные удары" операцией "Марг Бар Сармачар", потому что на местном языке белуджей "сармачар" означает боец и используется вооруженными группами, действующими в этом трансграничном регионе.

"Сегодня утром Пакистан осуществил серию высокоскоординированных и специально нацеленных точных военных ударов по хранилищам террористов в провинции Систан-Белуджистан в Иране. Во время операции… был уничтожен ряд террористов", – говорится в сообщении Министерства иностранных дел Пакистана.

Государственное телевидение Ирана сообщило о 9 погибших: 3 женщинах, 2 мужчинах и 4 детях. Все они – не иранцы. Министерство иностранных дел Ирана вызвало временного поверенного в делах Пакистана (высшая дипломатическая должность в отсутствие посла) в Тегеране, чтобы "предложить объяснение" нападений.

Удары произошли в трансграничном регионе между Ираном и Пакистаном

Пакистан заявил, что попал в хранилища террористов "Армии освобождения Белуджистана" и "Фронта освобождения Белуджистана " и обнародовал фотографии ликвидированных боевиков.

Обе группы участвуют в борьбе за большую автономию и даже отдельное государство, заявляя, что правительство несправедливо эксплуатирует богатые газовые и минеральные ресурсы пакистанской провинции Белуджистан. В частности, фронт освобождения Белуджистана часто атакует там газовые проекты, инфраструктуру и посты безопасности, в последнее время они также начали нападения в других частях Пакистана. Также Фронт атакует разные китайские проекты и время от времени убивает китайских рабочих, несмотря на заверения Пакистана, что он делает все возможное для защиты. В свою очередь Фронт освобождения Белуджистана выступил с заявлением, что не имеет приютов в Иране и ни один из сарамчаров не погиб.

Что дальше (прогнозы)

В прошлом между соседями были сложные связи из-за нестабильности на общей границе. Но эти удары являются самыми громкими трансграничными вспышками за последние годы, и они происходят на фоне растущего беспокойства по поводу нестабильности на Ближнем Востоке.

Тем более что Вооруженные силы Ирана планируют в четверг начать военные учения на юго-востоке вблизи границы с Пакистаном. Общая территория учений будет охватывать около 400 км. В учениях примут участие десятки пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов, поражающих заданные цели, а системы противоракетной обороны будут поражать приближенные воздушные цели. А вооруженные силы Пакистана перевели в состояние "чрезвычайно высокой" боевой готовности на фоне обострения конфликта с Ираном, передает Reuters.

Воинственность с обеих сторон в будущем рискует восстановиться в пограничных провинциях Ирана и Пакистана, прогнозирует пакистанский сотрудник Wilson Center Бакир Саджад Сайед, передает Al Jazeera.

"Я сомневаюсь, что это закончится местью Пакистана. Недоверие, ранее препятствовавшее действиям против вооруженных групп с обеих сторон границы, будет расти. В результате чего я предполагаю восстановление воинственности с обеих сторон", — заявил Сайед.

Ответ Пакистана позволил странам сравняться и уйти от края пропасти, заявил Майкл Кугельман, директор Wilson Center из Южной Азии, передает BBC.

"По сути, сейчас обе стороны сравнялись. Исламабад обладал сильным стимулом попытаться восстановить сдерживание, особенно в условиях наступления Ирана в более широком регионе, разворачивая прямые удары и доверенных лиц, чтобы нанести удар по угрозам и сопернику. По сути, если бы Пакистан сдержался, он бы столкнулся с риском дополнительных ударов", — сказал Кугельман.

Пока неясно, захотят ли Иран или Пакистан начать полномасштабные боевые действия против группировок у границ. Ведь обе стороны сделали заявления, намекавшие на желание избежать эскалации ситуации.

Теги по теме
Иран
Источник материала
loader
loader