Это не ты, Салават?.
19 января в столице Башкортостана Уфе продолжались акции протеста, вспыхнувшие после вынесения приговора общественному активисту, одному из лидеров националистической организации Кук буре Фаилю Алсинову, приговоренному к четырем годам колонии.
Как сообщает Telegram-канал Sota, полиция задерживает митингующих, а те отбивают задержанных у силовиков.
В частности, полицейские пытались арестовать девушку, носившую на спине плакат с надписью "Кара халик", но толпе собравшихся удалось ее отвоевать.
В то же время силовики задержали другого человека, передает Главком.
"Кара халик" с тюркского переводится как "черный народ" - так называлось население земель, феодально зависимых от Золотой Орды.
За использование этой фразы во время выступления Алсинов и был приговорен к лишению свободы по статье о подстрекательство к ненависти или вражде.
Напомним, первый многотысячный митинг в Башкортостане состоялся 17 января: люди собрались тогда напротив здания суда в маленьком городке Баймак, где и судили Алсинова.
После того, как судья вынес приговор в виде лишения свободы сроком на четыре года в колонии общего режима, начались столкновения митингующих с ОМОНом, применявшим дубинки и слезоточивый газ.
В ответ митингующие швыряли в силовиков снег и куски льда.
Пострадали несколько десятков человек.
При этом протестующие призвали воюющих в Украине земляков вернуться домой.
Об этом же говорилось в видеообращении одной из протестующих, ныне гуляющем по Сети.
"Там живет лояльное население.
Если оно уже вышло на улицу, то значит, что их достали.
Терпеть невозможно.
В основе этих протестов лежит недовольство политикой федерального центра в последние десятилетия.
Регионы устали от московской сверхцентрализации.
Москва забирает себе "сливки", выкачивает ресурсы, а оставляет регионам экологические проблемы, малые зарплаты, деградированную инфраструктуру", - объяснил в комментарии 24 каналу политтехнолог Аббас Галлямов.
Конечно, башкиры - народ горячий и безудержный, несправедливость стерпеть им тяжело.
Следует упомянуть хотя бы их национального героя Салавата Юлаева, одного из руководителей крестьянского восстания под предводительством Емельяна Пугачева.
После поражения восстания и ареста Пугачева Салават Юлаев продолжал борьбу против правительственных войск, но протест был подавлен.
А теперь потомки Юлаева бесславно погибают в украинских степях вместо того, чтобы отстаивать справедливость на родной земле.
Но, похоже, не все еще потеряно.
Ибо, как видим, протесты все-таки перекинулись из Баймака в Уфу.
Несмотря на, кстати, печальный прогноз оппозиционного журналиста и писателя Александра Невзорова, который еще накануне, 18 января, предугадывал их окончание.
Вместе с тем политтехнолог Олег Постернак указывает, что любой большой протест рождается из малых протестных волн: политическая история Украины - тому пример.
"Когда мы смотрим сейчас на такие вещи, как в Российской Федерации, то, напомню, там существует уже цепочка, она формируется.
Сначала был Дагестан, по всей России есть стихийные протесты родственников мобилизованных.
Поэтому то, что происходит в Башкортостане - это вообще неудивительно, это естественно, потому что в России формируется определенное накопление социальных, политических, экономических противоречий, в том числе, связанных с войной.
Ведь не секрет, что Путин бросает в основном с национальных окраин большинство мобилизованных в мясные штурмы.
Не секрет, что из местных бюджетов в федеральный бюджет полностью высасывается огромное количество ресурсов", - отметил эксперт в комментарии Апострофу.
Однако, продолжил он, у власти в Кремле находятся чекисты, имеющие значительные рычаги влияния, а также способные сейчас свести любые протесты насмарку.
"Поэтому особых ожиданий или чаяний, к сожалению, не должно быть", - предупредил Постернак.
Чтобы не пойти вслед за Пригожиным.
Если же моделировать сценарии распространения протестов на другие регионы России, то Путин и его окружение будут делать все возможное, чтобы превратить их в маргинальные единичные случаи, не достойные никакого внимания, подчеркнул Постернак.
При этом известный правозащитник и блогер Марк Фейгин напоминает, что массовые мероприятия в РФ запрещены уже очень давно, формальным поводом для этого стала еще пандемия.
"Конечно, в поддержку Путина - сколько хочешь собирайся.
А любые, конституционные даже меры из порядка разрешенных перешли в состояние запрещенных.
Это бунт стихийный, городок Баймак, Алсинов - это активист, эколог, националист, судя по всему.
Действительно, возмутил людей срок, совершенно искусственно приклеенный этому Алсинову.
И что делают люди? Они выходят, причем это не очкарики-интеллигенты, они могут и кирпичом..
Башкиры вообще такие немного резковатые", - отметил он в интервью Елене Курбановой.
Но проблема в другом: несмотря на то, что в небольшом пятнадцатитысячном Баймаке то ли пять, или даже десять тысяч протестующих вышли к зданию администрации, они не стали вторгаться в здание, не взяли в руки власть, не стали решать проблемные вопросы, - продолжил Фейгин.
"Нет, они стоят, приезжает ОМОН, применяет слезоточивый газ, они бросают кирпичи, и на этом все заканчивается.
Приезжает президент Башкортостана Хабиров (кстати, в прошлом сотрудник администрации президента) и нагло заявляет, что там эмиссары из-за границы, которые за сепаратизм, партизанщину", - описал он ход событий.
При этом Фейгин убежден: у этого протеста не будет продолжения.
По его словам, причина достаточно проста.
"Людей резких много, но они не имеют политического понимания, как себя вести, не могут организоваться.
Эта политическая проблема - очень велика.
Как вы хотите достичь автономии? В каком-то отдельном Баймаке вы свою власть не установите", - указал он, упрекая других башкир в отсутствии солидарности.
Однако жизнь сразу же внесла свои коррективы: как уже было упомянуто выше, 19 января протесты разгорелись и в столице Башкортостана Уфе.
Вместе с тем Фейгин предупреждает, что российские власти, разгоняя протесты, осудят организаторов еще на большие сроки, чем получил сам Алсинов, с которого все начиналось.
Но есть выход.
"То, что не делается до конца, будет наказано еще больше.
Нужно сделать так, чтобы цель была единой, хоть в Баймаке, хоть Москве, хоть во Владивостоке, хоть в Дагестане.
Люди должны объединиться под единственным политическим требованием, от которого все производные.
Хабиров (президент Башкортостана - ред.) не главная проблема, дело в Путине, сидящем в Кремле, в системе этой власти", - подчеркнул он.
Ирина Носальская.