Пусть киевлян больше раздражают зарплаты топ-менеджеров города, чем изношенная инфраструктура и некачественный коммунальный транспорт, говорит депутат
В Киеве продолжает ухудшаться состояние крупных инфраструктурных объектов, а между тем власти тратят бюджетные средства на переложение брусчатки. И хотя Киевсовет со скандалом принял-таки бюджет столицы на 2024 год, системные проблемы города только усугубляются. Об угрозе недофинансирования, расходования средств на транспортные развязки и некоторые причины политической турбулентности в Киевсовете "Телеграф" расспросил главу фракции "Голос" Григория Маленко.
О бюджете города
— Бюджет Киева в 2024 году ожидается дефицитным (расходы — 85,3 млрд грн, а доходы — 72,6 млрд грн). За счет чего планируется нивелировать эту разницу и не означает ли, что некоторые городские программы урежут?
— Война сформировала совсем другие требования. В условиях непредсказуемости бюджетная планировка города становится еще более гибкой, чем до полномасштабного вторжения. Мы должны предусматривать различные форс-мажоры, о которых не могло быть речи до введения военного положения. К примеру, в случае повреждения инфраструктуры врагом мы должны иметь в резерве деньги для быстрого восстановления. Кроме того, на дефицит бюджета-2024 повлияло то, что город потерял "военный" НДФЛ. При том, что и в 2023-м бюджет был дефицитным.
К счастью, киевлянам можно быть спокойными: у города достаточно средств на зарплаты коммунальщикам или обеспечение работы инфраструктуры. По общему фонду запланирован профицит в 8,6 млрд гривен. В 2023 году профицит был больше — 13 млрд. Однако в специальном фонде 21,3 млрд дефицита.
Что касается финансирования дефицита или его сокращения. Первое — будем надеяться, что часть затрат не произойдет благодаря действиям нашей героической ПВО. Второе — у города есть резерв для сокращения расходов, и от части инфраструктурных проектов мы сможем отказаться. Третье — в случае необходимости, есть механизмы кредитования у международных финансовых организаций для города и субвенции из государственного бюджета.
— Сколько средств городской бюджет потеряет после решения Верховной Рады перенаправить военный НДФЛ в госбюджет?
— Невозможно указать точную сумму, но, по расчетам некоторых экспертов, сумма поступлений от "военного" НДФЛ в бюджет Киева за шесть месяцев 2023 г. составила почти 3 миллиарда гривен. Учитывая, что деньги перестали поступать с 1 октября 2023-го, город потерял не менее 1,5 млрд грн в прошлом году и потеряет примерно 6 млрд в этом году. Около 10% запланированных доходов.
О тротуарах и развязках
— В бюджете-2024 снова заложили средства на некоторые инфраструктурные проекты (метро на Виноградарь, Подольский мост, развязки и т.п.). Нужны ли они Киеву во время войны? Будут ли снова перекладывать тротуары вместо финансирования других более важных расходных статей?
— Я разделял бы вложения в крупные инфраструктурные проекты и брусчатку. Первые, если у города есть возможность, уместны. Вторые – нет. На мой взгляд, мы в любом случае должны продолжать развивать и поддерживать инфраструктуру города. Поддержание транспортной инфраструктуры является не прихотью, а реальной потребностью. Поскольку качественная транспортная инфраструктура, кроме безопасности движения и удобства для киевлян, стимулирует и экономику.
Кроме того, не все работы из-за их особенностей можно остановить и заморозить. Остановка строительства все равно потребует дополнительных средств на консервацию объекта, а после возобновления работ их стоимость может существенно возрасти из-за замены определенных частей объекта.
— Как бы вы охарактеризовали смету города в этом году: бюджет развития, выживания, деградации?
— Я бы назвал его бюджетом воюющей столицы страны, который пытается балансировать между обеспечением выживания и развития города. К сожалению, в последнее время вопрос бюджета Киева-2024 стал крайне политизированным, к нему приковано максимальное внимание. По-моему, это хорошо. Поскольку чем больше интереса, тем больше людей будет интересоваться, что такое основной финансовый документ города и как он работает.
Кроме того, в течение года мы будем еще пересматривать бюджет, в том числе в направлении увеличения поддержки ВСУ. Если город сравнительно спокойно пройдет зиму, мы сможем выделить на армию дополнительные средства.
О борьбе с ОПЗЖ и переформатировании большинства в Киевсовете
— Перейдем к политическим вопросам. Голосование в Киевсовете по депутатам из ОПЗЖ по лишению их мандатов выявило несколько интересных моментов: аннулировать депутатские полномочия у этих избранников так и не удалось. Некоторые политсилы не поддержали подобную люстрацию. Почему и какие это будет иметь последствия (большинство в КМР еще укрепится за счет голосов бывших ОПЗЖистов)?
— К сожалению, по крайней мере, пока на это голосов нет. Кто, как и почему голосует, следует узнавать непосредственно у самих депутатов, которые не поддерживают это решение. Наша фракция голосовала "за". А большинство членов "Голоса" были соавторами этого проекта решения.
Что касается последствий, то они будут чисто политическими. Думаю, на выборах киевляне должны упомянуть, кто не голосовал и не поддержал решение по ОПЗЖ.
— Возможно ли переформатирование КМР (создание нового большинства) и при каких условиях это произойдет?
— Как такового постоянного большинства в Киевсовете сейчас нет. В городском совете больше хозяйственных и прикладных вопросов, чем политических. Хотя, конечно, иногда они появляются. В хозяйственных вопросах коалиции формируются ситуативно. Не думаю, что в этом смысле что-то принципиально изменится к концу каденции.
— В прошлом году Тайвань обещал 1 млн долларов на генераторы для Киева. Как они используются?
— Да, Тайвань всегда выполняет свои обязательства. За что и город Киев, и государство Украина должны благодарить народ Тайваня. Все генераторы, приобретенные в рамках финансовой поддержки, переданы КП "Киевтеплоэнерго", максимально быстро и эффективно распределившее их среди энергоузлов города. Это мощные промышленные генераторы со средней мощностью более 500 кВт. Все они сейчас работают и делают энергетическую инфраструктуру Киева более устойчивой.
— Как вы оцениваете готовность города к блекаутам?
— Оцениваю на "хорошо". Всегда есть возможности для роста, но с учетом рисков, которые мы имеем из-за действий россиян, наши энергетики хорошо поработали. Могу только поблагодарить людей, которые круглосуточно работают, чтобы у нас было светло и тепло.
О самых больших проблемах столицы
— Назовите три основных проблемы столицы и пути их решения?
— Полномасштабная война очень изменила контекст восприятия проблем города. Вернее, сделала фундаментальные проблемы более заметными. Первая — безопасность киевлян во всем многообразии этого слова. Вторая — эффективность управления и использования денег из бюджета. Третья — состояние фундаментальной инфраструктуры, которая очень изношена (сети, отопление, транспортная инфраструктура).
Эти все проблемы не политические, поэтому их решению и обсуждению, к сожалению, уделяется меньше внимания, чем нужно. Кроме того, для обновления сетей, как и на любые другие крупные инфраструктурные проекты, нужно привлекать международные финансовые институты и постепенно, планово, а также постоянно заменять изношенные узлы.
По безопасности сосредоточимся на внешней угрозе. К примеру, на вопросе укрытий. Для обустройства большего количества укрытий нужно работать с ответственным бизнесом и, например, с ОСМД. Самостоятельно, без адекватной коммуникации и сотрудничества с обществом, город не сможет обеспечить всех качественными укрытиями.
Что касается эффективности использования бюджетных средств. Я не вижу иного механизма, как рыночный. Причем, во всех аспектах. От отбора кадров на руководящие должности в управление городом и до уменьшения доли коммунальных предприятий и замены поставщиков сервисов на частные компании. К сожалению, этот вопрос почти невозможно решить на уровне города. Оно нуждается в общей реформе госслужбы.
О зарплатах депутатов и чиновников
— Еще один из самых обсуждаемых в обществе вопросов касается зарплат депутатов и топ-менеджеров. Как решить дилемму между тем, что депутаты должны быть честными и не зарабатывать много, чтобы не раздражать население?
— Для меня этот вопрос очевиден. Высокие, рыночные зарплаты не гарантируют отсутствие коррупции, но низкие нерыночные — точно ведут либо к некомпетентности, либо к коррупции. Поэтому, мне кажется, лучше пусть население будут раздражать большие зарплаты топ-менеджеров города, чем изношенные сети, плохой коммунальный транспорт и отсутствие качественного жизненного пространства вокруг. Нельзя платить врачам и учителям копейки и рассчитывать на качественную медицину и образование. Так же это работает и с качественным городским управлением.