Хотя возможности России значительно уменьшились из-за войны войны в Украине, они не до конца исчерпаны.
Большие потери России в Украине не следует толковать как гарантию того, что россияне не могут воевать дальше. Об этом говорится в отчете международного Центра анализа европейской политики (CEPA), с которым ознакомился "Телеграф".
Отмечается, что, закрепившись на оккупированных украинских территориях, российские войска продемонстрировали способность учиться на своих ошибках и создавать эффективную оборону. А из-за отсутствия должной поддержки Запада в установлении преимущества Украины в воздухе, усилий россиян было достаточно, чтобы остановить украинское контрнаступление в 2023 году.
Подобная динамика наблюдается и в экономической сфере: несмотря на западные санкции, РФ смогла перевести свою экономику на военные "рельсы". В отчете отмечается, что Россия сохраняет значительный арсенал оружия, с помощью которого может бросить вызов Западу.
От кибератак до "мягкой силы"
Пул из 16 экспертов CEPA обращает внимание на шесть главных российских угроз:
Ядерные силы. Россия владеет силами ядерного сдерживания, равными или даже превосходящими американские. Речь идет о примерно 4489 боеголовках. Хотя существует мало доказательств того, что Россия готова к применению ядерного оружия в Украине, арсенал Москвы уже оказал влияние на готовность Америки предоставлять то или иное оружие Киеву.
Обычные вооруженные силы. Вооруженные силы России значительно деградировали из-за войны в Украине, но они не полностью истощены. За год численность русской армии увеличилась примерно до 2 миллионов личного состава. Западные оценки времени, которое потребуется России для переоснащения и перевооружения после прекращения боевых действий в Украине, колеблются от трех до семи лет.
Киберсилы. Несмотря на примерно 10-15 серьезных кибератак российского происхождения в день — и около 4500 в течение 2023 года, российские киберсилы в целом считаются оружием, не применявшимся в войне в Украине. Значительная поддержка западных правительств и частного сектора была направлена на укрепление украинской цифровой инфраструктуры до начала боевых действий и отражение атак в период с февраля 2022 года. Однако тщательный анализ все же свидетельствует о том, что у России есть значительный киберпотенциал, который еще не использован и не подвергся влиянию военных действий или санкций.
Пагубное влияние. Хотя вторжение России в Украину сделало страну токсичной во многих частях света – и особенно в Европе – Москва не полностью потеряла инструменты "мягкой силы". На глобальном юге Россия сохраняет определенную поддержку со стороны приблизительно 40-50 стран. Даже на самом Западе Москва может рассчитывать на оппозицию в вопросах поддержки Украины и санкций против России со стороны правительства Виктора Орбана в Венгрии и, вероятно, Роберта Фицо в Словакии, а также со стороны влиятельных политических кругов в Германии, Франции и Соединенных Штатах.
Чтобы получить такую поддержку, Москва располагает сетями и группами типа "Вагнера", которые могут предоставлять различные услуги автократическим режимам. По некоторым оценкам, с 2014 года Россия направила не менее 300 миллионов долларов политическим партиям и кандидатам в Европе и других странах.
Разведка. От покушений на убийства в Британии до нападений на склады боеприпасов в Чехии российские спецслужбы продемонстрировали способность проводить тайные операции в Европе и за ее пределами. Хотя есть признаки того, что большая часть этого потенциала была перенаправлена на уклонение от санкций, есть доказательства того, что российские оперативники отравили нескольких российских активистов и журналистов в изгнании в Грузии, Германии и Чехии.
Энергетика. Россия никогда не будет таким экспортером энергоносителей, каким выступала до полномасштабного вторжения в Украину. Однако РФ все еще может избежать ограничения цен на нефть и вскоре снова выйти на европейские газовые рынки через Турцию. Россия сохраняет способность наносить ущерб западным экономикам, манипулируя мировыми ценами на энергоносители. Более того, зависимость от ядерного топлива и технологий остается в основном без внимания западных политиков.
Что известно о подготовке Запада к войне с РФ?
В последнее время в странах Европы активно говорят о необходимости подготовки к прямой конфронтации с Россией. В январе 2024 года министр гражданской обороны Швеции Карл-Оскар Болин признал, что "в Швеции может быть война". Шведский главнокомандующий генерал Микаэль Биден пошел дальше, заявив, что все шведы должны "готовиться к войне". В свою очередь, министр обороны Германии Борис Писториус оценил, что его стране нужно от пяти до восьми лет, чтобы быть готовыми к войне, а попавший в сеть сценарий немецкого военного планирования строился на предположении о начале боевых действий с Россией уже в 2025 году.
В то же время адмирал Роб Бауэр, глава Военного комитета НАТО и высший военный офицер Североатлантического союза, предупредил, что война между НАТО и Россией может произойти в ближайшие 20 лет, что потребует мобилизации многих гражданских для борьбы.
Ранее "Телеграф" публиковал мнение австралийского генерала в отставке Мика Райана. Он считает, что спустя почти два года полномасштабной войны Россия улучшила свою адаптивность и способность к внедрению инноваций. Качественный разрыв между Украиной и РФ сократился.