Нацбанк опубликовал разъяснение об использовании риск-ориентированного подхода во время финансового мониторинга публично значимых лиц (РЭР), сообщает сайт НБУ. Высокий уровень риска устанавливается для тех РЭР, которые являются иностранными публичными деятелями, а также для связанных с ними лиц, членов их семей и клиентов, конечными бенефициарными владельцами которых являются указанные лица. Для национальных РЭР и связанных с ними лиц такой риск устанавливается, если по результатам мониторинга такой риск был установлен ранее (может быть высокий, средний или низкий).
При финансовом мониторинге РЭР как банки, так и нефинансовые учреждения должны осуществлять следующие мероприятия:
- иметь надлежащую систему управления рисками для выявления факта принадлежности клиента или его конечного бенефициарного владельца к указанной категории;
- получать разрешение руководителя субъекта финмониторинга для установления (продолжения) деловых отношений, проведения (без установления деловых отношений) финансовых операций на сумму, равную или превышающую сумму, определенную частью первой статьи 20 Закона о НДП/ФТ;
- принимать достаточные меры с целью установления источника состояния (богатства) и источника средств, с которым связаны деловые отношения или операции с такими лицами;
- осуществлять на постоянной основе углубленный мониторинг деловых отношений.
В НБУ отметили, что пункты 2-4 могут не применяться по отношению к РЭР, которые прекратили выполнение выдающихся публичных функций. То есть банки теперь обязаны пересматривать риски и снимать с усиленного мониторинга тех РЭР, которые прекратили свою деятельность и не составляют высоких коррупционных рисков, если прошло 12 месяцев по прекращению выполнения публичных функций и если субъект финмониторинга убедился, что риски отсутствуют.
При этом субъект финмониторинга обязан исключать возможность необоснованных отказов в банковском обслуживании РЭР. В новом законе вводится механизм реагирования на такие отказы: в случае если такой отказ имел место, субъект финмониторинга обязан в течение пяти рабочих дней предоставить обоснованное объяснение причины отказа.
Также в НБУ напомнили, что в октябре 2023 года вступил в силу новый закон, введший изменения в законодательство о предотвращении и противодействии отмыванию средств, полученных преступным путем, в отношении политически значимых лиц. В частности, украинское общество всколыхнула принятая норма о пожизненном статусе РЭР, что на практике означает проблемы, в частности, с открытием и ведением банковских счетов для РЭРов и членов их семей.
Ранее мы писали о том, что среди государственных и общественных институций украинцы больше всего доверяют Вооруженным силам Украины, а меньше всего политическим партиям, парламенту и судам.