24 февраля состоится теле-премьера военной документальной драмы "Долгие сутки"
Приближаясь ко второй годовщине крупномасштабного вторжения россиян в Украину режиссер Алан Бадоев презентовал документальній фильм "Долгие сутки". С начала войны он не снимает клипы. По словам Алана он полтора года собирал и монтировал этот фильм. Раньше Бадоев снимал соблазнительные клипы "ВИА Гре" и гламурные Максу Барских, а теперь документальную драму от которой невозможно сдержать слезы. Кинокритик "Телеграфа" одним из первых посмотрел картину и едва сдержал себя, чтобы не заплакать.
200 часов домашних видео о войне
Оригинальность его в том, что сам Бадоев в нем не придумывал сцены и не выставлял кадры. "Долгие сутки" это хроника начала войны и ее развития глазами украинцев. По словам режиссера ему прислали более 200 часов видео, которое снимали на свои телефоны совершенно разные люди — от маленького ребенка в Мариуполе, до пожилой женщины из Херсона. Причем, некоторые из этих съемок закончились трагически. Как рассказал Бадоев перед просмотром картины, иногда ему присылали уже разбитые телефоны и он со своими помощниками выковыривал оттуда сим-карты и делал все возможное, чтобы вытащить отснятый материал.
До выхода на экраны телевизоров этот фильм и его создатели гастролируют точечно по кинотеатрам Украины. Но, честно говоря, трудно себе представить человека, который прийдя на этот фильм высидит до его конца. На киевском показе не мало людей в слезах покидали кинозал и уже не возвращались. Еще сложнее представить того, кто по собственной воле пойдет его смотреть. Потому что эмоционально выдержать эту картину практически невозможно. Слишком ярко вспоминаются разные эпизоды начала войны о которых хочется забыть. В условиях продолжающейся войны мозг вытесняет из головы все это, а тут режиссер дает тебе концентрат всех наихудших событий, которые можно представить. Любой фильм ужасов покажется детской сказкой на фоне этой картины. При этом крови здесь не так уж и много. Но ты сильнее переживаешь за разрушенные судьбы.
Да, Бадоев мастерски смонтировал присланные ему любительские видео и как режиссер выстроил драматургию этих историй. В начале он показал ролики героев своей картины до войны. Вот рыжий веселый мужчина серфит где-то на Бали, молодая семья играет с двумя детьми — эпизоды мирной и радостной жизни. А потом начинается хроника войны — первые ракетные удары, сбитые вражеские вертолеты и зарево в ночном небе. А общее у всех них то, что потом эти идиллии начинают разрушаться. И зрителю уже не дают передышки, потому что практически каждая миниистория здесь трагична. Даже если героиня выжила, у нее разбомбило дом и она вынуждена уехать. И это еще одна из самых мягких историй.
Есть здесь видео от волонтера с позывным "Голландец", который вывозит пенсионеров живущих близко от фронта. Он снял несколько своих диалогов с пожилыми людьми, которые буквально за пол часа до его приезда лишились своего дома и как они упорно отказываются с ним ехать. Хотя у них уже ничего не осталось, только верхняя одежда, которая была на них. А в одном случае у деда не осталось даже штанов, только накинул поверх трусов мешковину. Они рыдают, но отрываться от насиженного места не хотят. И это объясняется двумя причинами. Либо это страх перед тем, что их ждет впереди на новом месте. Либо их нервы уже настолько расшатаны, что они не выдерживают накала и эти люди считают лучшим выходом из ситуации смерть.
О драматизме этой картины говорит и тот факт, что даже военные, которые стали героями этого фильма и были на его показе, иногда не могли сдержать слез. И тогда появляется логичный вопрос, для кого это снималось, если зрителя у этого фильма, возможно, будет очень мало?
"Мне кажется, что весь зал периодически плакал и я не один раз пустил слезу. В первую очередь это должен увидеть мир, а мы все это видели вживую и переживали. Возможно это притупляется и забывается. Возможно у кого-то уже другие интересы и сердца очерствели. Этот фильм как раз должен пробить эти сердца и напомнить, про что эта война. А она не про политику, а про выживание нас как нации. И это очень актуально сейчас, когда возникают вопросы — стоит ли продолжать поддерживать Украину и продолжать ли вообще эту войну? А также, за что воевать? Ясно за что — за жизнь. Этот фильм и отвечает на все эти вопросы. Насколько я знаю, его увидит 30 стран, а потом, благодаря интернету его увидит и весь мир", — говорит командир спецподразделения "Стугна" Дмитрий Линько.
Животные спасают фильм
Небольшую и редкую разрядку в этом фильме дают животные. То маленький пушистый шпиц целует свою хозяйку, то большой лабрадор забавляет еще в мирное время своих хозяев. Но этих моментов, которые бы уравновешивали все эти трагедии происходящие на экране, крайне мало. Одного понимания того, что Херсон, в конце концов, будет освобожден, недостаточно. Гордость за людей, которые вышли с голыми руками против захватчиков, есть. Но и трагизма не меньше, потому что знаешь наперед, сколько им еще придется провести в оккупации. Все равно, от каждой истории защемит в сердце. У кого-то от истории женщины, которая в день годовщины свадьбы получила похоронку, а потом, курьер принес букет роз от мужа. Или от того, как сын с отцом вывозят собак с прифронтовой территории и сами попадают под обстрел в результате которого отец тяжело раненый лежит на асфальте и просит сына добить его.
"Смотрел этот фильм четыре раза и с каждым разом все тяжелее, потому что знаю, чем некоторые истории закончились. Герои невероятные. Истории их щемящие. То, что это снято, имеет историческое значение и еще вот почему — этот фильм передает атмосферу первых дней, недель войны, о которых мы забываем. А должны помнить. Потому что в тех ощущениях была настоящая сила людей, которые остановили врага. И именно сейчас этой силы не хватает среди людей. Они перестали вместе бояться, вместе сочувствовать, вместе верить и вместе видеть общее будущее. Когда смотришь этот фильм, то, не поверите, но хочется вернуться в первые дни войны, в то состояние коллективного сознания. Тогда украинцы превратились в нацию", — говорит продюсер Михаил Ясинский.
Действительно, остается надеяться на то, что эта картина станет шоком для иностранцев и их споры о том, нужно ли помогать Украине сойдут сами собой на нет. Но другой вопрос, как затянуть их на эти показы. Люди хотят оставаться в "теплой ванне" и к чужому они просто не захотят прикасаться. С этим уже сталкивались украинские продюсеры, которые вывозят для показов свои драмы об этой войне. Так что, как акт решения собственных проблем для героев фильма и тех кто над ним работал, эта картина хорошее средство. Но для того, чтобы найти себе союзников, то вряд ли.
Мнения, высказанные в рубрике блоги, принадлежат автору.
Редакция не несет ответственности за их содержание.